Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Биология
Гордон Дэвид - Терапевтические метафоры

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 56
Размер файла: 356 Кб
Страницы: «« « 22   23   24   25   26   27   28   29   30  31   32   33   34   35   36   37   38   39   40  » »»

нюхает цветок. Но этот тип слов идентифицирует только "категории" опыта и
имеет довольно отдаленное отношение к описанию природы самих опытов. Если
вы попросите человека идентифицировать точно, что он видит, слышит,
чувствует, обоняет, то, вероятно, вам будет предъявлено описание опыта в
терминологии субмодальностей.
     Рассмотрим приведенные выше примеры с точки зрения возможной
спецификации и различения субмодальностей.

     Категория опыта		Опыт сам по себе		Субмодальности
Я чувствую		Я чувствую сильное 		Кинестетические: сильное
расстройство		давление на глаза, 		давление, спазм,
     у меня сжимается 		температура
     желудок, я чувствую
     лихорадку
     Я вижу пару рук		Это что-то грубоватое 		Визуальные: плотность,
     и красноватое на вид, и 	цвет, движение
     они потирают друг друга
     Я слышу музыку		Это нежное, но быстрое, 	Аудиальные:
     и там в основном высокие 	интенсивность, паттерн,
ноты			высота тона
     Я обоняю цветок		Он пахнет сильно, он 		Обонятельные:
     какой-то душистый		концентрация, аромат

     Опыт возникает на уровне субмодальностей. Следовательно, если провести
изменения на уровне субмодальностей, то изменится также опыт.
Схематично:
     ОПЫТ
     РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ
     Зрение           	Кинестетика       	Слух           	Обоняние
Цвет        		Давление          	Высота         	Аромат
Яркость    		Температура       	Тембр 		Благоухание
Насыщенность     	Плотность         	Интенсивность   Концентрация
     ИЗМЕНЕНИЕ

     До сих пор нами были выяснены два основных момента, заключавшихся в
том, что: во-первых, опыты (а значит и проблемы) изоморфно регенерируются из
предыдущих опытов; и что, во-вторых, этот опыт репрезентируется на уровне
субмодальностей. Оба этих момента можно просто и ясно продемонстрировать
следующим образом:

     Настоящий опыт А        "-"         субмодальность А
Опыт А"                 "-"         субмодальность А
Опыт А"                 "-"         субмодальность А
Опыт А'"               	"-"         субмодальность А
Первоначальный опыт  	"-"         субмодальность А

     Или, используя наш пример:
Я чувствую расстройство                     	"-"      спазм желудка
Моя жена злится, что я не нашел работу       	"-"      спазм желудка
Я думал о том, чтобы бросить школу          	"-"      спазм желудка
Я ушел в середине игры от скуки             	"-"      спазм желудка
Отец наорал на меня за двойку в школе       	"-"      спазм желудка

     Попросите в очередной приход вашего клиента, сообщающего вам, что для
него является важной эмоцией или поведением ("я чувствую расстройство"),
чтобы он специфицировал этот опыт тем способом, который мы привели выше -
и вам будет предъявлен опыт в его составляющих частях, то есть через
субмодальности. Затем возьмите из этого описания то, что выглядит наиболее
значимым субмодальным различением, и достигнув интенсификации клиентом
этого опыта любым доступным ему способом, попросите его позволить этому
чувству (или картинке, или звуку, или запаху) увести его к такому опыту в
прошлом, когда он чувствовал (видел, слышал, обонял) то же самое. Каждый раз,
по мере того, как он будет сообщать вам о своем опыте, ведите клиента к
предыдущему. Когда вы посмотрите на структуру каждого из опытов в общей
результирующей серии, вы обнаружите, что все они изоморфны.
Один из самых потрясающих в моей практике примеров способности
субмодальностей вызывать прошлые опыты подарила мне одна 30-летняя
женщина по имени Лили. Как участник тренинга, она была ознакомлена с
концепцией о перекрывании одной субмодальности другой. Она очень
заинтересовалась этим и решила проверить все на себе. В ходе воспоминания ее
внимание было привлечено чувством "тревоги", что означало для нее сильный
тремор, прилив крови к лицу, появление холодного пота и неспособность  к
созданию внутренних образов (для высоковизуальной  Лили это значило, что она
не может "ясно думать"). Лили интенсифицировала это чувство, а затем сделала к
нему картинку. Образ, который она увидела, представлял собой темный коридор с
несколькими темноватыми дверьми, в конце которого был виден освещенный
порог. Приблизившись к нему, она увидела огромную кухню, где на стуле сидела
ее мать, баюкавшая младшую сестру Лили. Мать показалась Лили очень большой.
С этим воспоминанием на нее хлынул поток других, напомнивших ей, что с
момента рождения младшей сестры мать фактически больше ее не наказывала.
Лили была так поражена ясностью и подробностью возникшего образа, что
зарисовала его и показала матери, чрезвычайно ту удивив, поскольку это было
точным и подробным изображением дома, из которого они уехали, когда Лили не
было и двух лет от роду.

     Раздел 3
     Эквивалентность в субмодальностях: синестезия
Обычно мы полагаем, что каждая из наших сенсорных систем управляет всей
областью нашего опыта, но более точным будет считать, что каждый из наших
органов чувств способен различать отдельные области стимулов, поступающих
из окружающей среды. Каждый из органов чувств (зрения, слуха, кинестетики и
обоняния) следит за различными типами средовых стимулов, но при этом
организует эту информацию в подобные классы опыта. Такие классы
организации есть то, что мы называем субмодальностями.
Далее. Системы репрезентации уникальны в смысле обрабатываемых ими
средовых стимулов, но в большинстве случаев проведения перцептуальных
различий они эквивалентны. Например, все четыре системы репрезентации
Способны обеспечивать информацию в субмодальных классах "местоположения"
и "интенсивности". Если мы сможем специфицировать, каким образом
эквивалентны и где "пересекаются" субмодальности систем репрезентации, мы

Страницы: «« « 22   23   24   25   26   27   28   29   30  31   32   33   34   35   36   37   38   39   40  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Гордон Дэвид, Терапевтические метафоры