Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Биология
Гордон Дэвид - Терапевтические метафоры

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 56
Размер файла: 356 Кб
Страницы: «« « 4   5   6   7   8   9   10   11   12  13   14   15   16   17   18   19   20   21   22  » »»

ссорой и отчужденностью		       разочарованием возвращается к своим
     войскам, ведущим крестовый поход

     Нет разрешения, проблема 	       Нет разрешения, проблема
проигрывается заново		       проигрывается заною, пока... не
     разрешается

     Раздел 3
     Исход
До сих пор единственным для завершения основной метафоры (о чем мы не
заговаривали) был вопрос о разрешении проблемы. Определение разрешения для
метафоры будет зависеть в некотором смысле от преследуемых целей (см. часть 6).
Наблюдая вашего клиента, вы интуитивно знаете, какие изменения были бы для
него полезны, и можете определить, какой исход должен быть выбран. Однако во
многих случаях клиент сам определяет разрешение.
Обычно клиенты знают, какие изменения они хотели бы осуществить. Где они
чаще всего оказываются в замешательстве, так это при построении моста между их
настоящей, неудовлетворительной и повторяющейся ситуацией, с одной стороны,
и желательной ситуацией с другой стороны. Многие из нас (одни чаще, другие
реже) бывают так привязаны к деревьям, что не замечают за ними леса. Одной из
функций метафоры является обеспечение "человека-среди-деревьев"  по крайней
мере одним способом отойти назад и оглянуться, оценив целиком весь лес. Итак,
метафора в качестве двух главных своих компонентов имеет желательный исход
и стратегию, которая позволяла бы перекинуть мостик между проблемой и
желательным исходом.
     Когда я попросил Сэмюэля рассказать мне, как конкретно он хотел бы
изменить свою ситуацию в отношении Кейт, он объяснил мне, что хотел бы
"вновь почувствовать близость и уют с Кейт". Таким образом мы имеем:
Проблема		Связующая стратегия	Желательный исход
Сэмюэль и Кейт 			? 		Сэмюэль хочет сохранить
бранятся по поводу 		? 		работу и чувствовать
того, что редко видятся		? 		близость и уют с Кейт

     Раздел 4
Связующая стратегия. Калибровка
     Дня того, чтобы провести клиента от его постоянно повторяющейся
проблемной ситуации к желаемому исходу, между тем и другим должен быть
построен своего рода экспериментальный поведенческий мост. Обычно
недостаточно просто перескочить из "проблемы" в "новое поведение", поскольку
это клиент как раз безуспешно пытался проделать ("как только это начинается, я
пытаюсь вести себя так, как будто все в порядке, но у меня ничего не
получается").
     Такой мост между проблемой и исходом мы назовем связующей стратегией.
Для понимания того, что такое "связующая стратегия", можно
воспользоваться понятием калибровки и рекалибровки. Обычно все проблемы
имеют рекурсивный характер - то есть вновь и вновь повторяются одни и те же
либо сходные конфигурации событий, продуцируя в конце концов один и тот же
набор неприятных или нежелательных опытов. Подобный набор повторяющихся
нежелательных опытов можно представить в виде торта, а конфигурацию
событий, приводящих к нему - как его ингредиенты. В этом случае для того,
чтобы торт был испечен, события должны быть не только в наличии, но они еще
должны быть внесены в него в соответствующих пропорциях. Большинство
событий, из которых возникают проблемы, обычно не имеет место достаточно
долгое время (причем "событиями" может быть что угодно - начиная с
происшествий во внешнем мире и кончая чувствами или восприятиями).
Например, мужчина, у которого бывают "взрывы гнева", когда "на него
оказывают давление", можно сказать, почти всегда находится под каким-нибудь
давлением (служебных обязанностей, семейного долга, личных стремлений и т. д. )
     - однако "давление" становится проблемой только в том случае, когда его
источники оказываются слишком многочисленными и/или интенсивными, что
порождает в нем интерпретацию "слишком" доминирующего явления, когда его
способности справляться с проблемами "слишком" заняты чем-то другим и т. д.; и
только тогда, когда эти составляющие достигают определенных пропорций в
отношении друг к другу, они становятся "проблемой". Проблема, следовательно,
состоит в "калибровке", при которой человек "понуждается к реакции" на
некоторую группу событий только тогда, когда они достигают определенных
пропорций.
     Аналогично этому - двигатель начинает работать только тогда, когда воздух,
топливо и искра достигают определенного соотношения. Однако любой человек,
имеющий опыт относительно какого-либо "повторяющегося" чувства или
поведения, каждый раз, попадая в эту "специфическую ситуацию", может
удостовериться в факте, что эти ситуации кажутся ему скорее "подчиняющими"
его поведение, нежели представляющими ему возможность выбирать.

     Рекалибровка
Следовательно, для облегчения решения проблемы она должна быть
подвергнута рекалибровке, что является функцией связующей стратегии, и в
конечном счете тем, что позволяет человеку выбираться из повторяющихся
ситуаций, имея свободу выбора.
     Рекалибровка повторяющейся ситуации включает: 1. Обеспечение клиента
способностью осознавать, в каких случаях события составляют такую
пропорцию, что они становятся проблемными;
     2. Обеспечение клиента средствами, при помощи которых он сможет
перепропорционировать эти события.
     Тогда, возвращаясь к вопросам формулировки метафор, первый шаг по
осуществлению рекалибровки будет заключаться во введении такого персонажа
(эквивалентного клиенту), который каким-либо образом нарушает старый паттерн
калибровки, в результате чего он в конце концов оказывается способным к
эффективному изменению ситуации. Это "каким-либо образом" является
способом, который вы примените в метафоре, и который будет зависеть от вашего
опыта и интуиции в качестве помощника людям и качестве обычного
человеческого существа. Второй шаг будет заключаться в том, чтобы в
описательной форме представить персонажа, у которого есть понимание
калибровки, превращающейся в "проблему", и способа, посредством которого эта
проблема могла бы быть рекалибрована.
     "... Оглядываясь в прошлое. Мери могла видеть, что причина ее гнева была
связана не с тем, что ее мать просила ее сделать что-то (поскольку это были
дела, которые она быта рада делать), а с тем, что мать хотела, чтобы она сделала
это немедленно. И теперь Мери знала, как поладить с ней таким образом, чтобы все
это уже не являлось проблемой... "

Страницы: «« « 4   5   6   7   8   9   10   11   12  13   14   15   16   17   18   19   20   21   22  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Гордон Дэвид, Терапевтические метафоры