Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Биология
Гордон Дэвид - Терапевтические метафоры

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 56
Размер файла: 356 Кб
Страницы: «« « 2   3   4   5   6   7   8   9   10  11   12   13   14   15   16   17   18   19   20  » »»

трещал; когда вы дергали его, он "выстреливал". А еще один производил самый
прекрасный хрустящий звук, когда он раскрывался. Весь день они провели, пробуя
на вкус и экспериментируя с фруктами. Многие были восхитительно вкусными и
приносящими удовлетворение. Некоторые были совершенно горькими, но они
быстро узнали, что эти горькие фрукты имеют много других применений.
Замечательнейший фруктовый сад!
     Каждый день они возвращались в сад. И каждый раз, когда они спускались
или поднимались по стене оврага, они делали свою тропинку немного более
утоптанной, и вскоре уже ходили по приятной дорожке в свое особенное место.
Будучи в овраге, они забавляли друг друга чудесными разговорами, из которых
они много открыли для себя друг о друге. Хо нашла, что ее прогулки в лес дают ей
расслабление и приободряют ее так, что ведение домашнего хозяйства становится
для нее более легким и радостным. И Лэт скоро начала видеть пути, которыми она
мота приносить вещи, которые она узнавала о лесе, в свой дом. И таким образом
это стало жизненно важной частью их обеих.
     Однажды Лэт и Хо проснулись и обнаружили, что молодой человек ушел.
Они не беспокоились, поскольку всегда звали, что он однажды уйдет... Они всегда
знали, что сад, который они нашли, не был его садом. Поэтому Лэт и Хо
продолжали свои путешествия с уютом и открытиями в свой сад.
Однажды утром отец сказал: "Ну, хоть и поздновато, но ведь не так уж и
поздно, в самом деле. Дочери, будьте так добры показать мне дорогу к этому
фруктовому саду". Хо взяла его за правую руку, а Лэт - за левую. Вместе они
провели его через лес, весело разговаривая во время ходьбы. А когда они достигли
оврага, отец сказал: "Позвольте мне отойти на минуту, там есть нечто, что я сам
должен найти".
     Затем отец сделал несколько небольших шагов в направлении к краю оврага, и
когда он дошел до обрыва, то свесил одну ногу в пустоту и улыбнулся. - "Я
всегда хотел знать... - сказал он. - Если вы, леди, возьмете теперь мои руки, я
готов посетить этот ваш сад".
     Они поведи его вниз по тропинке. Когда, они дошли до дна, отец вновь
заговорил: "А теперь оставьте меня, я Я  найду его сам... " Сперва Лэт и Хо
беспокоились о нем, но после того, как они поговорили об этом, они решили, что
это важно. Итак, пока они сидели в саду, отец бродил по дну оврага. Иногда он
спотыкался и падал. Иногда он причмокивал перед деревом. Лэт и Хо всегда
знали, где он, потому что могли слышать, как он смеется над собой и для себя.
В конце концов отец нашел сад, и он провел этот день, переходя от растения к
растению, удивляясь, пробуя все, что мог. Лэт и Хо чувствовали себя приятно и
так легко, что скоро они забыли об отце (который был нисколько не заинтересован
в том, чтобы о нем помнили). Вместо этого Лэт и Хо продолжали мечтать о своем
и обсуждать свои надежды.
     И так оно продолжалось. Они возвращались в этот маленький сад, когда бы он
им ни понадобился, когда бы они того ни захотели. И иногда это было часто, а
иногда нет. Но они всегда знали, что он там есть...




 КОНСТРУИРОВАНИЕ МЕТАФОРЫ

     Раздел 1
     Точность формулировки
Терапевтические метафоры, как и вообще терапия, начинаются с проблемы.
Первой и главной задачей того, кто помогает людям, является достижение
определенного уровня понимания природы и характеристик проблемы клиента, а
также то, в каком направлении он хочет изменить свою ситуацию. Наиболее
важные аспекты в сборе подобной информации обсуждены в части 1. Однако во
многих терапевтических случаях часто получается так, что один жизненно важный
аспект в установлении проблемы считается чем-то второстепенным, и таким
образом остается на заднем плане либо избегается. Этим аспектом является
точность формулирования проблемы.
     Некая женщина опоздала на самолет, который в данный момент уже
находился в воздухе. Она возбужденно подошла к табло аэропорта, с
негодованием обнаружила, что она должна была лететь на этом, уже улетевшем,
самолете, и начала громко требовать, чтобы самолет вернули назад. Надеясь
успокоить ее, представитель авиакомпании пообещал ей, что он попробует
помочь. Она явно была обрадована и стала ожидать действий, между тем он
сказал ей всего лишь очевидную неправду, чтобы помочь ей оправиться от
первого потрясения. Через несколько минут он вышел к ней с сочувственным
видом и заверил ее, что вернуть самолет нет никакой возможности. После этого
он стал предлагать ей помощь, чтобы она могла сесть на следующий... и получил
удар сумкой по голове.
     Мало кто станет оспаривать тот факт, что у этой дамы была проблема и что
представитель авиакомпании, вероятно, в самом деле хотел помочь ей. Однако их
взаимоотношения  с самого начала были обречены на неудачу, поскольку
женщина преследовала очевидно недостижимую цель для разрешения этой
проблемы, а представитель авиакомпании вначале молчаливо принял эту цель.
Далее, проблема была не точно сформулирована потому, что решение включало в
себя события и людей, над которыми ни он, ни она не имели контроля.
Та же ситуация часто имеет место в терапевтических кабинетах. Клиент
просит, чтобы вы "добавили ему дней в неделе"; чтобы вы сделали так, чтобы
"Джефф оставил его в покое"; или чтобы вы сделали так, чтобы "Маргарет
полюбила его". Несмотря на то, что такие просьбы о помощи репрезентируют для
клиента решения, которых он желает, они, тем не менее, находятся вне сферы
контроля терапевта, и, следовательно, вполне могут стать предметом долгой и
бесплодной терапии.
     Это не значит, что подобные терапевтические цели являются
"невозможными", поскольку они реально могут быть осознаны. Но в случае, если
они "невозможны", вполне вероятно, что они будут достигнуты благодаря
личностным изменениям, которые произведет пациент.
Важной предпосылкой для эффективной терапии и для работы
терапевтических метафор является необходимость точной формулировки целей
клиента. Это означает, что изменения, которые нужно произвести, будут
такими, над которыми клиент будет иметь контроль. В самом деле, у терапевта
нет никакой нужды получать удары сумкой по голове.

     Раздел 2
Изоморфизм
     Фундаментальной характеристикой терапевтической метафоры является то,
что участники истории и события, происходящие в ней, эквивалентны -

Страницы: «« « 2   3   4   5   6   7   8   9   10  11   12   13   14   15   16   17   18   19   20  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Гордон Дэвид, Терапевтические метафоры