Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Биология
Горз Джозеф - Подъем затонувших кораблей

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 110
Размер файла: 713 Кб
Страницы: «« « 97   98   99   100   101   102   103   104   105  106   107   108   109   110  »

для подъема судов с больших глубин лишь все теми же подъемными тросами и
понтонами.
  "Штормы на поверхности моря, меняющие свое направление подводные течения
будут постоянно создавать сплошную путаницу из систем тросов. А сколько
трудностей будет связано с закреплением понтонов - безразлично, жестких
или мягких - на таких глубинах!.. Когда затонувшее судно снова обретет
плавучесть, оно может выскочить на поверхность с такой скоростью, что
понтоны разлетятся вдребезги или из них выйдет воздух, и тогда оно снова
погрузится в пучину океана".
  Последнее замечание касается одной из самых старых проблем в спасательном
деле: преодоление сцепления между днищем судна и грунтом или илом зачастую
требует намного больших усилий, чем просто подъем судна на поверхность.
История спасательных работ знает немало случаев, когда уже поднятое судно
в результате этого явления снова уходило на дно. Так было, например, с
подводными лодками S-51 и "Скволус". Чересчур большое усилие, необходимое
для отрыва судна от грунта, часто приводит к тому, что во время подъема
процесс выходит из-под контроля.
  Компания "Оушн сайенз энд инджиниринг" (ОСИ) запатентовала два метода,
позволяющие нарушить сцепление между корпусом затонувшего корабля и илом
без затраты дополнительных усилий на подъем судна.
  Первый из них предназначен для металлических судов и может применяться на
любой глубине, доступной для погружения аппаратов. Второй - рассчитан на
суда с деревянным или другим неметаллическим корпусом.
  В первом случае баржа или спасательное судно с установленным на борту
источником электроэнергии становится на якорь над затонувшим кораблем.
Электрический кабель от положительного полюса генератора опускается на дно
и присоединяется водолазами (а на большой глубине - с помощью
манипуляторов подводного аппарата) к нескольким точкам корпуса судна, в
результате чего оно становится огромным электродом (катодом). От
противоположного (отрицательного) полюса генератора в воду недалеко от
судна опускается второй кабель (анод). Затем включается ток.
  Морская вода, разделяющая оба электрода, играет роль проводника, по
которому начинает протекать электрический ток. Происходит процесс
электролиза воды, и на поверхности корпуса затонувшего судна образуются
миллионы пузырьков водорода, постепенно разрушающие силу сцепления или
статическое трение между корпусом и удерживающим его илом. Когда сцепление
между корпусом и илом будет уничтожено, судно поднимают на поверхность
любым из существующих методов, наиболее подходящим в данном случае. Этот
способ дает очень хорошие результаты при стягивании на глубокую воду
севших на илистую отмель судов.
  Согласно второму методу, к затопленному судну опускается водолаз,
вооруженный шлангом высокого давления с тонким длинным наконечником.
Водолаз, двигаясь вдоль судна, втыкает наконечник в ил под его корпусом и
впрыскивает порцию воды с крошечными гранулами. Гранулы изготовлены из
железа и магния, разделенных между собой слоем изолирующего материала. В
морской воде гранулы становятся миниатюрными электрическими элементами,
выделяющими электрический ток, который разлагает воду в процессе
электролиза. Как и в предыдущем случае, при этом образуются миллионы
пузырьков водорода, нарушающие силу сцепления между грунтом и корпусом
судна. Дальше все идет аналогично первому методу.


  КОМПАНИЯ ОСИ. РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ

  Компания ОСИ, не ограничившись разработкой описанных выше методов,
решительно вторглась в область современных спасательных работ. В настоящее
время совершенно очевидно, что лишь новые методы обнаружения и подъема,
достаточно радикальные и технически обоснованные, могут обеспечить подъем
крупных объектов с больших глубин. Компания ОСИ, возглавляемая Уиллардом
Бэскомом, спроектировала и в настоящее время создает совершенно новую
систему подъема с больших глубин (от 1830 до 5490 м).
  В течение первых восьми лет своей деятельности компания ОСИ принимала
участие в выполнении самых разнообразных проектов, связанных с изучением и
освоением океана: океанографические, геофизические и гидрографические
исследования, разведка и освоение морских нефтяных залежей, судоремонт и
переоборудование судов, конструирование океанографического оборудования,
промысел съедобных моллюсков, подводная добыча песка для восстановления
пляжей и подводная разведка месторождений цинка, золота, алмазов, платины
и титана. По сути дела, политика компании, а Бэском называет ОСИ "группой
философов-инженеров", сводится к тому, чтобы "работать в любой точке
океана и над любой проблемой".
  Создаваемая ОСИ система глубоководного поиска и подъема была изобретена
Бэскомом в 1962 г., когда он обдумывал возможности использования способа
глубоководного бурения, который его группа впервые внедрила на первой
стадии выполнения проекта "Могол". Разработав систему динамического
позиционирования для удержания судна в заданной точке на участках с
большими глубинами, решив проблему отыскания устья глубоководной скважины
и введения в нее бурильного инструмента, Бэском подумал, что те же методы
могут найти применение для подробного обследования океанского дна и
выполнения там полезных работ.
  В апреле 1968 г. крупнейшая американская корпорация "Алкоа", занимающаяся
производством алюминия, предложила установить разработанную ОСИ систему на
алюминиевом судне совершенно новой конструкции. В результате к 1971 г. ОСИ
и "Алкоа" будут располагать судном "Алкоа Сипроуб" длиной 74,3 м,
водоизмещением 2 тыс т. Это судно с алюминиевым корпусом и
дизель-электрическим двигателем будет отличаться большой автономностью
плавания, превосходной маневренностью и самой совершенной аппаратурой.
  "Алкоа Сипроуб" будет напоминать морскую буровую установку и действительно
сможет использоваться для глубоководного бурения: на нем установлена
буровая вышка, способная удерживать груз массой 450 т над буровым колодцем
размером 3,6 х 11 м. Это означает, что вместо троса с судна может быть
спущена длинная плеть труб, обладающая не только большей прочностью, но и
жесткостью. С помощью такой плети можно создавать на дне вращающий момент,
подавая с поверхности воду под большим давлением для вращения турбин,
освобождать от ила и песка корпуса затонувших судов, приводить в действие
различные механизмы и выполнять другие работы, требующие больших
мощностей. "Алкоа" получает в свое распоряжение нечто еще более важное:
исключительные права на разработанные ОСИ методы глубоководного поиска и
подъема и соответствующее оборудование. Это означает, что "Алкоа Сипроуб"
сможет выполнять то, что неспособно делать ни одно другое судно в мире:

Страницы: «« « 97   98   99   100   101   102   103   104   105  106   107   108   109   110  »
2007-2013. Электронные книги - учебники. Горз Джозеф, Подъем затонувших кораблей