Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Биология
Горз Джозеф - Подъем затонувших кораблей

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 110
Размер файла: 713 Кб
Страницы: «« « 95   96   97   98   99   100   101   102   103  104   105   106   107   108   109   110  »

палуб "Андреа Дориа" по его правому борту. Пять человек, членов экипажа,
были убиты на месте. Вскоре после того как с лайнера были сняты все люди,
в 2 ч 25 мин ночи он лег на дно правым бортом на глубине 100 м. Страховым
компаниям потребовалось три года и 6 млн. дол., чтобы удовлетворить 3322
иска, предъявленных им на общую сумму 116 млн. дол. Однако задолго до
этого как любители, так и профессионалы начали вынашивать идею если не
подъема затонувшего гиганта, то хотя бы спасения находившихся на нем
ценностей и дорогостоящего оборудования.
  Одни гребные винты из листовой бронзы стоили по меньшей мере 30 тыс. дол.,
а подъем перевозившейся на лайнере почты принес бы спасателям не менее 52
тыс. дол., поскольку правительство США уплачивает по 26 центов за каждое
утраченное, но возвращенное письмо. Не следовало забывать и о предметах
искусства, например о массивной серебряной плите размером 2,4х1,2 м,
стоившей 250 тыс. дол. Не меньший соблазн представляла американская и
итальянская валюта на сумму 1 млн. 116 тыс. дол.
  К несчастью, лайнер лежал на Нантакетских отмелях, в 45 милях к югу от
острова Нантакет, в одном из самых худших по погодным условиям районов
мира. Внезапные яростные штормы, частые туманы позволяют вести
спасательные работы в лучшем случае в течение нескольких недель за летний
период. Судовой сейф находился по правому борту судна, и, чтобы достичь
его, водолазам пришлось бы пробиваться через 27 м корабельных помещений -
почти невыполнимая задача в условиях нулевой видимости и предельной
глубины погружения при использовании сжатого воздуха для дыхания.
  Несмотря на всю сложность подобного предприятия, проектов подъема судна
было выдвинуто множество, причем подчас самых невероятных: заполнить его
мячиками для пинг-понга (которые лопнули бы уже на глубине 4,5 м); уложить
в судовых помещениях пластмассовые баллоны диаметром 7,6 м и затем надуть
их: загерметизировать все отверстия и продуть отсеки лайнера сжатым
воздухом (на такой глубине было бы проще возвести новую египетскую
пирамиду).
  Из числа энтузиастов-спасателей, объявивших о своих намерениях поднять
лайнер или действительно попытавшихся осуществить эту идею, только
нескольким аквалангистам в 1964 г. удалось поднять весившую 317,5 кг
статую генуэзского адмирала Андреа Дориа.
  И вот в 1968 г. Мэрфи без лишней скромности объявил, что не только добудет
погибшие вместе с лайнером ценности и произведения искусства, но и
поднимет в 1969 г. все судно с помощью самовспенивающегося полиуретана.
Эта операция, заявил он, обойдется от 4 до 7 млн. дол.
  Использование пенополиуретана представляет собой, пожалуй, самый новый на
сегодняшний день метод судоподъема (хотя на глубинах от 30 до 76 м он был
испытан только в лабораторных, а не реальных условиях). Однако стоимость
подобного предприятия намного превысила бы расчеты Мэрфи. Один лишь подъем
"Нормандии" в 1942 г., когда она лежала на боку на глубине всего 21 м,
обошелся почти в такую же сумму (3,75 млн. дол.), да еще по тогдашним
ценам. По окончании операции "Нормандия" была продана на слом всего за 116
тыс. дол. Таким образом, если бы "Андреа Дориа" и удалось поднять, он,
вероятно, стал бы самым дорогим металлоломом в истории спасательных работ.
Мэрфи, надо полагать, знал об этом еще в 1968 г. К тому же автор проекта
деликатно умолчал о способе, с помощью которого он намеревался удалить
затвердевший пенопласт из судна после того, как оно окажется на плаву. Так
или иначе, об этой грандиозной затее никто более не слышал ни слова.


  ПОЛИСТИРОЛОВЫЕ ГРАНУЛЫ

  Две крупные голландские фирмы, специализирующиеся на ведении спасательных
работ, "Вейсмюллер" и "В. А. ван ден Так" проводили эксперименты с
полистироловыми гранулами.
  24 июля 1965 г. траулер "Джако-Мина" водоизмещением 108 т затонул в шести
милях к северо-западу от голландского порта Эйм„йден. Судно длиной 27,4 м
легло на грунт правым бортом на глубине 18 м. Поскольку размеры траулера
не позволяли спасательному судну "Октопас" поднять его со дна с помощью
лебедок, владельцы компании "Вейсмюллер" решили воспользоваться шариками
размером с горошину из вспененного полистирола, состоявшего на 98% из
воздуха и всего на 2% из самой пластмассы, Помимо того что шарики
совершенно не впитывали воду, они в отличие от сжатого воздуха, равномерно
давившего во всех направлениях, создавали усилие, направленное только
вверх.
  Когда 60 м3 гранул были изготовлены, водолазы со спасательного судна
"Сепиола" спустились к "Джако-Мине", заделали отверстия в ее корпусе и
вставили внутрь шланги.
  Операция началась в конце 1965 г. По шлангам с помощью смеси воды и
воздуха в корпус траулера подавались гранулы. К 20 февраля 1966 г. отсеки
судна заполнили шариками полистирола настолько, что его масса уменьшилась
и траулер подняли на поверхность.
  Не желая отставать от своего конкурента, компания "В. А. ван ден Так"
решила применить полистироловые гранулы для подъема датского грузового
судна "Мартин С." водоизмещением 4,2 тыс. т, который в 31 раз превосходил
по массе "Джако-Мину".
  В мае 1966 г. "Мартин С." был сорван штормом с якорей в естественной
гавани гренландской бухты Суккертоппен. Ударившись об окружавшие бухту
скалы, судно перевернулось и пошло ко дну. Во время погружения оно
скользило по краю почти вертикальной скалы и опустилось на грунт на ровный
киль. Глубина в этом месте равнялась 31 м, поэтому затонувшее судно
представляло собой препятствие для судоходства и нужно было любой ценой
поднять его, несмотря на связанные с этим трудности.
  Место гибели находилось вдалеке от баз, располагающих спасательным
оборудованием; кроме того, операцию требовалось осуществить в сжатые
сроки, поскольку в этом северном краю спасательные работы можно вести лишь
с середины мая до середины сентября. Все эти факторы вынудили компанию
воспользоваться несколькими средствами: спасательным судном "Бивер"
(водоизмещение 347 т), оборудованным 110-тонным подъемным краном, баржой
"Аренд" с мачтовым краном грузоподъемностью 220 т и полистироловыми
гранулами, которые датчанин Карл Крейер предложил применять для подъема
судов.
  Эти гранулы размером с сахарные песчинки разработала компания "Монсанто
кемикл". Как и вейсмюллеровские полистироловые горошины, их закачивали по
шлангам в судовые отсеки потоком воды под давлением, а затем нагревали
водяным паром, в результате чего их первоначальный объем увеличивался в 50
раз. Оба метода выгодно отличались тем, что после подъема судна его

Страницы: «« « 95   96   97   98   99   100   101   102   103  104   105   106   107   108   109   110  »
2007-2013. Электронные книги - учебники. Горз Джозеф, Подъем затонувших кораблей