Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Биология
Горз Джозеф - Подъем затонувших кораблей

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 110
Размер файла: 713 Кб
Страницы: «« « 96   97   98   99   100   101   102   103   104  105   106   107   108   109   110  »

помещения и отсеки можно было легко очистить от гранул или шариков, тогда
как затвердевший пенополиуретан приходилось вырубать.
  20 мая 1967 г. бригада в составе 26 человек под руководством старшего
инспектора по спасательным работам Меркерка приступила к подъему судна.
Низкая температура воды и довольно значительная глубина ограничивали всего
одним часом продолжительность пребывания на дне каждого из 10 водолазов
спасательной группы. Проведенный ими осмотр позволил установить наличие
пробоины в трюме ј 1, однако, поскольку подъемная сила гранул в воде
направляется только вверх, спасателям не приходилось утруждать себя ее
заделкой. Вместо этого они с помощью уложенных поперек судна двутавровых
балок обеспечили дополнительное подкрепление главной палубы.
  17 июня, прорезав предварительно в расчетных местах корпуса отверстия для
5-дюймовых полистироловых труб, спасатели начали закачивать в трюмы ј2, 3
и 4 1550 т гранул, которые поступали в смесительное и нагревательное
устройства из 1200 металлических контейнеров. Чтобы обеспечить
остойчивость "Мартина С." в процессе подъема, его нос с помощью тросов
соединили с "Бивером", а корму- с "Арендом". Грузоподъемное оборудование
этих спасательных судов должно было создать дополнительное усилие в 150 т.
  Судно легко всплыло на ровном киле. Судовые двигатели очистили от соли,
промыв их водным раствором нитрата натрия, а затем двигатели и палубные
лебедки покрыли слоем консервирующей жидкости для предотвращения коррозии.
После заделки отверстий в корпусе, не удаляя из судна полистироловых
гранул, чтобы обеспечить ему плавучесть во время перегона, "Мартина С."
благополучно доставили в Копенгаген с помощью морского спасательного
буксира "Оцеан".
  Достоинства изобретенного Крейером метода были еще раз продемонстрированы
во время подъема землечерпалки "Сеснок" водоизмещением 1295 т,
принадлежавшей управлению портов реки Клайд в Шотландии. "Сеснок" затонула
в январе 1968 г. в порту Гринок на глубине 15 м. Возглавивший операцию
специалист по спасательным работам ван дер Молен первым делом доставил из
Голландии два козловых крана грузоподъемностью по 200 т каждый. Они должны
были поддерживать землечерпалку, пока водолазы с помощью
кислородно-ацетиленовых горелок срезали с нее 42 ковша массой по 2,5 т и
проделывали отверстия для труб, по которым будут подаваться полистироловые
гранулы.
  Для подъема землечерпалки потребовалось всего 27 т гранул. Когда она
всплыла, из ее машинных отделений откачали воду, а затем отбуксировали за
20 миль в сухой док в Глазго. Там насосы для разгрузки зерна откачали из
нее отслужившие свою службу гранулы.
  В настоящее время компания "В. А. ван ден Так" разрабатывает портативную
установку для производства полистироловых гранул, которую можно будет
быстро доставить на самолете в любую точку земного шара, где потребуется
поднять затонувшее судно.


  ТРУДНОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ НА БОЛЬШИХ ГЛУБИНАХ

  Пенопласты и гранулы, несомненно, представляют собой многообещающее новое
средство судоподъема, правда, только с небольших глубин. Как это ни
грустно, но ни полиуретан, ни полистирол никогда не использовались на
глубине более 30 м и, вероятно, никогда не будут применяться на глубинах,
превышающих 90 м. Единственными судами, когда-либо доставленными на
поверхность о глубин более 90 м, фактически является 260-тонная подводная
лодка F-4, поднятая еще в 1915 г., и 95-тонный буксир "Эмерелд Стрейтс", в
подъеме которого с глубины 204 м участвовал в 1969 г. подводный аппарат
"Пайсис".
  Следует упомянуть еще о двух новых методах судоподъема. Основой первого из
них являются сферы с автоматическим регулированием давления, разработанные
компанией "Сайкло мэньюфекчуринг". Сферы диаметром 28 см обладают силой
плавучести в 13,6 кгс, они снабжены двухходовыми клапанами, которые
обеспечивают изменение давления воздуха, заключенного внутри сфер, в
соответствии с изменением давления окружающей их среды. В специальной
камере эти шары предварительно подвергают воздействию давления,
соответствующего глубине их последующего погружения, а затем подают в
отсеки затонувшего судна по трубам с помощью воды.
  До сих пор этим методом во время контрольных испытаний неподалеку от
Багамских островов был поднят только стальной катер длиной 9 м,
пригодность же данного способа для подъема судов с больших глубин
представляется весьма сомнительной.
  В октябре 1969 г. семеро англичан, один австриец и двое венгров объявили о
своем намерении поднять знаменитый лайнер "Титаник", "непотопляемый
корабль", затонувший в 1912 г. в Северной Атлантике в результате
столкновения с айсбергом и унесший с собой 1513 жизней. Метод, которым
намеревались воспользоваться авторы проекта, отличался смелостью и
оригинальностью: разложить морскую воду на составные элементы, а
образующийся при этом водород подавать по трубам в прикрепленные к
затонувшему судну контейнеры до тех пор, пока подъемная сила газа не
станет достаточной, чтобы заставить "Титаник" всплыть. Однако до
настоящего времени ничего больше об этом плане не было слышно.
  Итак, несмотря на колоссальные успехи в усовершенствовании водолазного
снаряжения, значительный прогресс в изучении физиологических процессов
человеческого организма в условиях высоких давлений, невзирая на создание
великого множества различных глубоководных аппаратов, разработку новых
способов судоподъема с использованием пенопластов, гранул и сфер, мы
вынуждены вновь вернуться к извечным проблемам. Проблемам, которые всегда
препятствовали людям поднимать с действительно большой глубины что-либо
немного крупнее гребной шлюпки или тяжелее слона.
  Проблемы эти нетрудно перечислить. Как вы найдете судно, лежащее на дне
океана, а если даже вам это удастся, где гарантия, что вы потом снова
сумеете его обнаружить? Как вы добьетесь того, чтобы спасательное судно на
поверхности моря не изменяло своего положения относительно затонувшего
корабля, когда местонахождение последнего будет окончательно установлено?
Наконец, как вы сможете оторвать от грунта корабль и поднять его на
поверхность?
  Вполне простые, на первый взгляд, вопросы. Однако для большинства
компаний, занимающихся спасательными работами или исследованиями океана,
ответы на них будут настолько сложными, что их предпочтут вообще не
обсуждать. Вспомните признание Эда Линка: "Ни один из известных нам
методов непригоден для глубин, превышающих предел погружения водолаза".
Развивая свою мысль, Линк подтвердил, что в настоящее время мы располагаем

Страницы: «« « 96   97   98   99   100   101   102   103   104  105   106   107   108   109   110  »
2007-2013. Электронные книги - учебники. Горз Джозеф, Подъем затонувших кораблей