Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Биология
Горз Джозеф - Подъем затонувших кораблей

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 110
Размер файла: 713 Кб
Страницы: «« « 98   99   100   101   102   103   104   105   106  107   108   109   110  »

отыскивать и поднимать с глубины в 1830 м объекты массой до 200 т. В
конечном итоге максимальная глубина проведения таких работ будет увеличена
до 5490 м.
  Подобное решение проблемы глубоководного поиска и подъема отличается
логичностью замысла, простотой технического воплощения и основано на
принципе, значительно отличающемся от идей, использованных другими
компаниями.


  ЛЮДИ ОСТАЮТСЯ НА ПОВЕРХНОСТИ

  ВМС и работающие на них гигантские корпорации ("Локхид", "Норт Америкен",
"Грумман", "Дженерал моторз", "Вестингауз"), создавая глубоководные
аппараты для поиска и обнаружения, заинтересованы прежде всего в том,
чтобы отправлять людей, аппаратуру и механизмы все дальше и дальше в
глубины океана, обеспечивая при этом их благополучное возвращение.
(Нелишне отметить, что почему-то мы очень редко слышим о "подъеме
обнаруженных объектов".)
Основная трудность в использовании управляемых людьми небольших подводных
аппаратов заключается в том, что участие человека в любом техническом
средстве выдвигает на первое место прежде всего проблему обеспечения его
безопасности. Обычно малые глубоководные аппараты не могут быть подняты на
палубу обеспечивающего судна в условиях штормовой погоды, поэтому сама
угроза шторма не позволяет спустить их за борт. Люди не могут оставаться
под водой слишком долго в силу их быстрой утомляемости, а также
ограниченных возможностей систем жизнеобеспечения, в связи с чем
погружения редко продолжаются более одних суток. Судно-база должно
прилагать все усилия, чтобы постоянно следить, где находится в данный
момент аппарат, и быть готовым в случае необходимости немедленно поднять
его из воды. Это означает, что дорогостоящее судно значительную часть
времени используется вхолостую, а стоимость таких судов зачастую намного
превосходит стоимость самого аппарата. В среднем один час работы
подводного аппарата обходится в 1000 дол.
  Но что еще более важно - аппарат не так уж много может сделать. Управлять
им под водой с достаточной точностью практически невозможно. Видимость
ограничена небольшими иллюминаторами или специальными оптическими и
телевизионными устройствами (на некоторых аппаратах вообще нет
иллюминаторов). Сложная электронная аппаратура и механические приборы
часто выходят из строя, причем в условиях, когда их весьма трудно
отремонтировать. А втиснутые в аппарат, нередко страдающие от холода люди,
все время чувствующие нависшую над ними опасность да вдобавок еще
беспрестанно отвлекаемые доносящимися по переговорной системе сверху
вопросами, просто не в состоянии мыслить столь же четко, как находящиеся
на поверхности их коллеги.
  Ну, а почему не оставить человека на поверхности, где он будет
наслаждаться домашним комфортом, а вместо него отправить на дно в
маленьком стальном шаре приборы? Это намного безопаснее и эффективнее, чем
посылать людей в глубины океана. Быть может, оставаться на поверхности не
столь романтично, но это помимо прочего значительно дешевле, поскольку
поисковое судно, экипажу которого не придется беспокоиться за судьбу своих
товарищей, сможет работать 24 ч в сутки.
  Система ОСИ - "Алкоа" как раз и позволяет оставлять людей на поверхности,
отправляя на дно только датчики и необходимые приборы. Это самый
эффективный и практичный способ выполнения задачи, а для морских
спасательных работ на протяжении нескольких веков существования этой
области человеческой деятельности всегда было главным найти наиболее
эффективный и дешевый метод достижения поставленной цели.


  СИСТЕМА "СИПРОУБ"

  Как уже отмечалось выше, первая задача спасателей почти всегда сводится к
отысканию подлежащего подъему объекта. Выполняющие поиск подводные
аппараты обычно осуществляют это визуально, иногда с помощью
гидролокаторов. Однако не так-то легко вести миниатюрный аппарат
параллельными, частично перекрывающими друг друга курсами, а лишь при этом
условии можно гарантировать, что ничего не будет пропущено. Поскольку
такие поисковые полосы так или иначе весьма узки, никогда нельзя быть
уверенным, что какой-то участок дна не останется неосмотренным (такие
участки обычно называют "каникулами").
  Но этим сложности подводного поиска не ограничиваются. Если даже
спасателям-подводникам и удается обнаружить нужный объект, они никогда не
знают точно, где находятся они сами и где, следовательно, расположен
обнаруженный объект. Сверхмалые подводные аппараты могут поднять на
поверхность всего-навсего сотню-другую килограммов, и, значит, их экипаж
должен попытаться прикрепить спущенный с судна-спасателя трос к тяжелому
предмету, который предстоит поднять. Это всегда трудная, часто
рискованная, а иногда и невыполнимая задача.
  Установленная на "Сипроубе" и спроектированная ОСИ система сначала
возможно более точно определит центр района предстоящих поисков, используя
для этого один из современных методов радионавигации ("Лоран", "Декка",
"Транзит"), а затем отметит эту точку системой поставленных на якорь буев.
По периметру поискового района будут размещены другие системы подобных
буев снабженных огнями и гидролокационными (или радиолокационными)
запросчиками-ответчиками. Все дальнейшие поисковые операции будут теперь
осуществляться из данной точки по привязке к этим неподвижным точкам -
стоящим на якорях буям. Наличие хотя бы трех запросчиков-ответчиков
обеспечит судну возможность точно определять свое положение с помощью
электронной аппаратуры.
  На следующем этапе "Сипроуб" должен выполнить подробную топографическую
съемку морского дна в этом районе. Во время проведения съемки положение
судна относительно постоянных точек непрерывно регистрируется. Когда карта
готова, приступают к составлению плана поисков, учитывающего топографию
морского дна и призванного свести к минимуму объем дальнейших поисковых
операций. Затем начинается непосредственный поиск. Его ведут с помощью
гидролокатора бокового обзора и подводной телевизионной камеры,
заключенных в специальный контейнер. Контейнер, установленный на трубе,
опускается по ней до тех пор, пока вплотную не приблизится ко дну.
Фактически применение системы ОСИ позволяет определять глубину моря в
данной точке по длине трубы и перемещать контейнер с аппаратурой в

Страницы: «« « 98   99   100   101   102   103   104   105   106  107   108   109   110  »
2007-2013. Электронные книги - учебники. Горз Джозеф, Подъем затонувших кораблей