Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Биология
Горз Джозеф - Подъем затонувших кораблей

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 110
Размер файла: 713 Кб
Страницы: «« « 25   26   27   28   29   30   31   32   33  34   35   36   37   38   39   40   41   42   43  » »»

случаев малоповрежденными, могла быть поднята на поверхность.
  Естественно, все это способствовало бурному развитию судоподъемных работ.
В первую очередь - в воюющих странах. Специальный отдел судоподъемных
работ был создан при британском Адмиралтействе. В ноябре 1915 г. его
возглавил капитан Грейторекс. Капитан Кристофер Меткалф был назначен
командиром аварийно-спасательного отдела, а инженер-капитан Тид стал
начальником интендантской службы. В его ведение были переданы насосы,
тросы и прочее снаряжение, а также обучение людей обращению с этим
оборудованием. Специалистам отдела удалось поднять около 500 судов,
стоивших не менее 50 млн. фт. ст.
  Первоначально предполагалось, что аварийно-спасательный отдел будет
заниматься спасанием лишь судов ВМФ, но развернутая Германией безжалостная
и весьма успешная подводная война, в которой не делалось никаких различий
между торговыми и военными судами, многое изменила. Вскоре даже
ллойдовские "андеррайтеры" отказались страховать торговые пароходы, и
английскому правительству пришлось дать обещание всем судовладельцам
страховать суда, которые заходили в британские порты. Капитан Меткалф стал
одним из творцов системы конвоев, при которой торговые суда объединялись в
группы для совместных переходов под эскортом военных кораблей и
противолодочной охраной. Он выдвинул также идею вооружения торговых судов.
  Основной задачей аварийно-спасательного отдела вскоре стал ремонт
поврежденных германскими торпедами торговых судов. Если поврежденное судно
оставалось на плаву, его буксировали в порт. Если судно тонуло в районе,
где его целесообразно было поднять, аварийно-спасательный отдел, не
мешкая, приступал к судоподъемным работам. Система, контролируемая
аварийно-спасательным отделом, охватывала не только порты Великобритании и
Ла-Манш, но и Средиземноморье.
  Одним из наиболее эффективных средств, которыми располагал
аварийно-спасательный отдел, был так называемый "стандартный пластырь",
изготовленный из деревянных брусков. Пазы вдоль этих брусков служили для
соединения последних в единую заплату. По виду и свойствам такой пластырь
напоминал крышку старомодного бюро. Эта незатейливая конструкция была
достаточно эластичной и позволяла придать пластырю форму почти любого
обвода поврежденного судна. Его другое достоинство состояло в том, что
корабельный плотник мог изготовить его прямо на палубе поврежденного
судна. К нижней кромке готового пластыря прикреплялся груз, и все это
опускалось под воду, где водолазы закрепляли заплату на корпусе судна
болтами и обеспечивали ее водонепроницаемость с помощью особого цемента.
  Эффективность стандартного пластыря можно проиллюстрировать таким
примером. В одно торговое судно попала немецкая торпеда, но судно осталось
на плаву. Спасатели вытащили его на мель, залатали посредством
стандартного пластыря и начали буксировать в порт. В открытом море судно
было снова торпедировано немецкой субмариной. И на этот раз спасатели, не
дав судну затонуть, отвели его на мель, опять завели пластырь, выкачали
насосами воду из затопленных отсеков, и буксиры повели судно в порт.
Спустя час после начала этой буксировки злосчастное судно в третий раз
подверглось торпедной атаке, после чего пластырем закрыли еще одну
пробоину. В конце концов судно все-таки было доставлено в порт и
поставлено в сухой док.
  В первые ряды спасателей война выдвинула людей типа Фредерика У. Янга. До
войны он был главным начальником спасательных работ Спасательной
ассоциации Ливерпуля, а в самом начале войны занимался защитой портов с
помощью мин и сетей. Весной 1918 г. капитан Меткалф вышел в отставку и
Янг, в то время уже коммодор, занял его место.


  ПОДВИГИ ФРЕДЕРИКА У. ЯНГА И ЕГО ПОМОЩНИКОВ

  Известность пришла к нему еще за несколько лет до начала войны после очень
сложной операции по подъему английского военного корабля "Гладиатор",
который затонул в результате столкновения с торговым пароходом у острова
Уайт во время шторма, сопровождавшегося сильным снегопадом. Получив в
правом борту огромную пробоину, "Гладиатор" лег на дно поврежденным
бортом, палубой к берегу. В полную воду над поверхностью моря выступала
лишь часть левого борта.
  Поскольку "Гладиатор" лежал на твердом грунте с очень крутым уклоном,
первой заботой Янга было переместить его ближе к берегу, чтобы в шторм
корабль не соскользнул на более глубокое место. Работа водолазов
осложнялась приливно-отливными течениями, скорость которых достигала 8 уз;
эти течения образовывали опасные водовороты, ограничивая время работы
водолазов на грунте.
  Сначала спасатели сняли с "Гладиатора" тяжелые орудия, затем с помощью
пневматических зубил были сняты трубы, вентиляторы, а также детали
надстроек и предметы оснастки в верхней части корабля. Затем деревянными
пластырями заделали все отверстия в корпусе, после чего водолазы принялись
сглаживать рваные, покореженные края гигантской пробоины. Тут они вдруг
поняли, что на правом, обращенном ко дну моря борту корабля не задраен ни
один иллюминатор и что необходимо закрыть все забортные отверстия в этом
борту. Делать это пришлось изнутри судна в кромешной темноте, ориентируясь
на ощупь.
  Известному водолазу Кристоферу Ламберту и его напарнику по фамилии Бинни
выпало "счастье" закрыть водонепроницаемую дверь в котельном отделении,
куда можно было попасть лишь через машинное отделение - помещение, забитое
трубами, двигателями, генераторами, насосами, трапами и решетками, которые
находились в самом необычном положении, поскольку судно лежало на борту с
креном 93ё. Единственным входом в это помещение мог служить вентилятор,
расположенный на миделе судна. Ламберт остался у вентилятора, чтобы
следить за шлангом и сигнальным концом Бинни, который отправился по
вентиляционной шахте к самому сердцу корабля.
  Перед тем как проделать путь по шахте вентилятора, Бинни осмотрелся. Он
заметил возле себя застрявшее в трещине лопнувшей обшивки тело одного из
утонувших вместе с "Гладиатором" матросов. Водолаз церемонно пожал
мертвецу руку, после чего отправился вниз и провел там целый час,
задраивая дверь.
  Было ли пожатие руки мертвецу пустой бравадой, демонстративным жестом,
который должен был выражать пренебрежение к смерти? Нет. Мало кто из
водолазов способен на такие недостойные чувства. Мертвец не внушал
водолазу страха. У водолаза с мертвецом было довольно много общего. Оба
находились под водой, и если бы произошло что-нибудь неладное, они оба
остались бы там. Когда у Бинни спросили, зачем он пожал мертвецу руку,

Страницы: «« « 25   26   27   28   29   30   31   32   33  34   35   36   37   38   39   40   41   42   43  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Горз Джозеф, Подъем затонувших кораблей