Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Биология
Горз Джозеф - Подъем затонувших кораблей

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 110
Размер файла: 713 Кб
Страницы: «« « 26   27   28   29   30   31   32   33   34  35   36   37   38   39   40   41   42   43   44  » »»

водолаз ответил:
  - На счастье.
  После того как все отверстия в корпусе "Гладиатора" были заделаны, к его
носовой части пришвартовались пять речных канонерских лодок. Спасатели
намеревались использовать установленные на них центробежные насосы. С
помощью тросов окружностью 229 мм к "Гладиатору" были прикреплены два
понтона подъемной силой в 100 т. Их предполагалось использовать не для
подъема корабля, а для его спрямления.
  Стаскивание корабля на более мелководное место осуществлялось с помощью
установленных на берегу двух паровых шпилей, на которые наматывались
стальные тросы окружностью 203 мм, закрепленные на борту "Гладиатора" и
пропущенные через 100-тонный шкив. Корабль удалось подтащить примерно на
35 м ближе к берегу и развернуть параллельно береговой линии.
  Затем к нему были прикреплены еще семь понтонов, пять о правого борта и
два с левого, чтобы предотвратить опрокидывание корабля на левый борт. К
левому борту судна приварили две огромные треноги, одну позади другой.
Стопа мачты к этим треногам протянули тросы окружностью 152 мм, пропустили
их через две массивные отливки на конце треног и подали на спасательный
пароход, стоявший на 7-тонном кормовом якоре сотней метров мористее.
Другие тросы были протянуты от топа мачты к талям, соединенным с
береговыми шпилями.
  Когда Янг подал сигнал, все пришло в движение: шпиль, спасательный
пароход, центробежные насосы речных канонерок. Крен "Гладиатора" удалось
уменьшить до 7ё.
  Правый борт все еще покрывала вода. Вокруг верхней палубы возвели огромный
коффердам, выступающий из воды. Затем из помещений "Гладиатора" стали
откачивать воду. Сначала уровень воды упал ниже верхней палубы, потом с
помощью переносных насосов спасатели осушили нижние отсеки. Вся операция
по спасанию "Гладиатора" длилась 5 месяцев.
  Оставив Спасательную ассоциацию Ливерпуля в связи с переходом на работу в
аварийно-спасательный отдел Адмиралтейства, капитан Фредерик Янг в ряде
ставших теперь классикой операций по снятию судов с мели проявил
недюжинную изобретательность. Пожалуй, одной из самых неприятных работ
подобного характера было снятие с мели германской субмарины UC-5.
  1 мая 1916 г. эта подводная лодка то ли из-за ошибки штурмана, то ли по
невезению наскочила на прибрежную отмель неподалеку от Гарвича. К
несчастью для немцев, произошло это в полный прилив, так что у экипажа не
оставалось надежды снять лодку с мели собственными силами.
  В это время немцы заметили, что к ним на всех парах несется английский
эсминец, ощетинившийся орудиями, направленными на незадачливых
подводников. В спешке немцы приняли такое решение: один из них остается на
лодке и взрывает ее (вместе с собой), остальные прыгают в море и плывут к
эсминцу (и безопасности).
  Все было выполнено почти в полном соответствии с планом. Английский
эсминец подошел ближе, немецкие подводники попрыгали в воду, а на лодке
взорвался заряд. Однако оставшийся в ней бедняга не сумел взорвать
достаточно большого заряда, в результате чего ущерб, причиненный как
лодке, так и самому матросу оказался весьма незначительным.
  Вскоре к субмарине UC-5 прибыл на спасательном судне "Рейнджер" сам Янг. В
его обязанности входило не только отыскание важных для Адмиралтейства
документов на борту немецкой лодки, но и спасение самой субмарины. Осмотр
показал, что UC-5 использовалась в качестве подводного минного заградителя
и ее трубы все еще содержали около дюжины мин, находившихся на боевом
взводе. Обезвредить эти мины в трубах не было никакой возможности, а
поскольку лодка лежала на песчаном берегу, извлечь мины из труб тоже было
нельзя. Заряд, взорванный немецким матросом, сделал в борту лодки
небольшую, но достаточную для ее затопления пробоину.
  Янг решил приподнять лодку с песчаного берега во время прилива при помощи
килекторной баржи, развивавшей подъемное усилие 500 т. Подведение стальных
стропов под лодку было очень опасным делом - любой более или менее сильный
толчок мог привести к взрыву мин, которых было достаточно для того, чтобы
уничтожить саму лодку, килекторную баржу, пароход "Рейнджер" и солидную
часть берега в придачу.
  При первой попытке Янг надеялся во время прилива поднять лодку на 1,5 м,
но килекторная баржа лишь накренилась под действием тяжести субмарины,
которая практически не сдвинулась с места. С наступлением отлива упрямый
Янг подтянул стропы, не оставляя намерения продолжать попытки снять
субмарину с помощью килектора. Затем разразился жестокий шторм. Поскольку
буксиры были соединены с баржой сравнительно короткими канатами, а сама
баржа привязана к лодке туго натянутыми тросами, спасателям ничего не
оставалось делать, как переждать шторм на месте работ.
  Один из помощников Янга, очень талантливый спасатель по фамилии Кейт,
отказался сидеть сложа руки. Вместе с двумя добровольцами-механиками он
забрался на борт накренившейся килекторной баржи и стал заполнять водой
цистерны того ее борта, который был обращен в противоположную от лодки
сторону. В результате баржа глубже осела в воде, но зато стала на ровный
киль; к рассвету германскую лодку удалось стащить с берега.
  Трудности спасателей на этом, однако, не кончились. Приближаясь к
плавучему маяку возле Корка, спасатели попали на мелководье; кроме того,
обнаружилось, что минное устройство лодки оказалось сорванным и две мины
были близки к тому, чтобы выпасть из минных труб. Если бы они выпали во
время буксировки...
  Янг изготовил проволочные решетки, которыми, как крышками, закрыли
отверстия минных труб. Вскоре снова разразился шторм, лодка начала прыгать
на волнах и возникла опасность взрыва мин от ударов волн. Янг
распорядился, чтобы под легкий корпус лодки срочно подвели несколько
аварийных пластырей для смягчения ударов волн. Это помогло, взрыва удалось
избежать.
  Погода утихла. Наступил прилив, и лодку доставили в порт Гарвич, где
смертоносные мины были наконец обезврежены.
  До того как Янг стал начальником аварийно-спасательного отдела, он провел
операцию, которая, пожалуй, лучше других характеризует его деловые
качества. Фредерика Янга всегда привлекали сложные в техническом отношении
проблемы. При этом он выбирал пути, гарантировавшие, по его мнению, успех
независимо от того, предусмотрены они существующей практикой спасательных
работ или нет.
  Однажды перед аварийно-спасательным отделом встали сразу две задачи:
спасти большой плавучий госпиталь "Астуриас", торпедированный немцами в
Ла-Манше и выбросившийся на берег, и поднять торпедированное немцами
противолодочное судно-ловушку, затонувшее в заливе Косэнд. Адмиралтейство

Страницы: «« « 26   27   28   29   30   31   32   33   34  35   36   37   38   39   40   41   42   43   44  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Горз Джозеф, Подъем затонувших кораблей