Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Биология
Горз Джозеф - Подъем затонувших кораблей

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 110
Размер файла: 713 Кб
Страницы: «« « 30   31   32   33   34   35   36   37   38  39   40   41   42   43   44   45   46   47   48  » »»

затоплено столько военных кораблей. Этот рекорд просуществовал до 17
февраля 1944 г., когда американцы потопили в лагуне Трук на Тихом океане
51 японский корабль.
  Срочно возвратившийся в тот же вечер в Скапа-Флоу адмирал Фримантл, с
трудом сдерживая ярость, заявил фон Рейтеру:
  - Честные моряки любой страны были бы не способны совершить такой
поступок, за исключением, пожалуй, ваших людей.
  В пору описываемых событий в Англии ощущалась острая нехватка металла для
производства самых различных видов продукции - от железнодорожных рельсов
до бритвенных лезвий. Нужно было строить суда, выпускать
сельскохозяйственные машины, автомобили, пишущие машинки - словом, все, в
чем нуждалась вернувшаяся к мирной жизни страна. В переплавку пошли пушки,
танки, корпуса снарядов.
  В 1921 г. Кокс обошел своих конкурентов, купив у британского
Адмиралтейства старые линкоры и разобрав их затем на лом на верфи
Куинсборо. А три года спустя он приобрел у английского правительства за 20
тыс. фт. ст. немецкий плавучий док.
  Кокс и сам толком не знал, что делать с огромной U-образной махиной. Он
лишь намеревался срезать установленный в доке громадный стальной цилиндр
длиной 122 м и диаметром 12 м (ранее он использовался для испытаний
прочных корпусов германских подводных лодок) и продать его на слом. Так
Кокс и поступил. В результате он остался владельцем, по сути дела, совсем
ненужного ему плавучего дока.


  РОЖДЕНИЕ ИДЕИ

  Вскоре, приехав в Копенгаген для переговоров с датской фирмой "Петерсон
энд Альбек" относительно продажи партии цветных металлов, Кокс завел в
владельцами фирмы разговор о нехватке железного лома. В ответ Петерсон
полушутливо посоветовал ему воспользоваться тем самым плавучим доком,
чтобы попытаться поднять часть затопленных в Скапа-Флоу кораблей.
  - Я не предполагаю, что вы сможете поднять линкоры, но, насколько мне
известно, на дне бухты лежат тридцать или сорок миноносцев, причем
водоизмещение самого большого из них не превышает тысячи тонн. А ваш док
вполне поднимает и три тысячи тонн.
  В самом деле? Ну, а почему он, Кокс, не сможет поднять линкоры? Например,
"Гинденбург". Двадцать восемь тысяч тонн металла ржавеют на дне, ожидая,
пока их кто-нибудь не поднимет. И никто еще до сих пор не отважился на
подобное.
  Тут у Кокса и родилась идея, захватившая его на долгие годы. А уже если
Кокс брался за что-либо, то он не терял времени даром. Он провел один день
в технической библиотеке, изучая соответствующую литературу и обдумывая
план дальнейших действий. Затем он отправился в Адмиралтейство и попросил
продать ему "как есть" несколько миноносцев, лежащих на дне бухты
Скапа-Флоу. Чиновники Адмиралтейства отнеслись к просьбе Кокса с
предельной честностью. Они предложили ему предварительно лично осмотреть
местонахождение кораблей и, что было еще более важным, дали ознакомиться с
докладом о результатах обследования Скапа-Флоу официальной комиссией
Адмиралтейства, посетившей его пятью годами ранее.
  "Вопрос о подъеме судов полностью отпадает", - говорилось в докладе, - а
поскольку они не мешают судоходству, нет смысла даже взрывать их. Пусть
лежат и ржавеют там, где они затонули".
  Миноносцы лежали на дне вокруг своих швартовных бочек такими
беспорядочными грудами, что, согласно заключению экспертов, их подъем был
сопряжен с непомерными затратами. Что же касается больших кораблей, то для
их подъема не годился ни один из существующих методов. Кокс, однако, был
не специалистом, а практиком. Смысл своей жизни он видел в решении
инженерных задач, и подъем германского флота представлялся ему просто
более сложной по масштабам операцией. К тому же, мнение экспертов
Адмиралтейства никак не могло повлиять на его решение хотя бы потому, что
он так и не удосужился прочитать их доклад.


  КОКС ПОКУПАЕТ ЛЕЖАЩИЙ НА ДНЕ МОРЯ ФЛОТ

  Кокс все же прислушался к советам и направился в Скапа-Флоу, чтобы лично
убедиться на месте в невозможности подъема хотя бы одного судна. Затем он
вернулся в Лондон и предложил Адмиралтейству 24 тыс. фт. ст. за 26
миноносцев и два линкора. Ошеломленное дерзостью Кокса высшее начальство
приняло деньги. Кокс стал владельцем военно-морского флота.
  Это могло показаться невероятным, но одного проведенного в библиотеке дня
и столь же краткосрочного визита в Скапа-Флоу оказалось достаточным, чтобы
наметить план действий. Огромный плавучий док, владельцем которого Кокс
так неожиданно стал, обладал подъемной силой, равной 3 тыс. т; масса
каждого эсминца составляла от 750 до 1,3 тыс. т. Поэтому, полагал Кокс, он
вполне сможет поднимать с помощью дока по два и даже по три миноносца,
если их почему-либо не удастся расцепить под водой. Пройдет всего
несколько недель и с миноносцами будет покончено. Деньги, полученные от их
продажи на слом, можно будет использовать, чтобы срезать носовые,
орудийные башни гигантского линейного крейсера "Гинденбург", лежавшего
почти на ровном киле на глубине 18 м, да еще вдобавок на покрытом галькой
дне. При отливе башни полностью выступали из воды, поэтому срезать их с
помощью кислородно-ацетиленовых горелок не представит особого труда.
  Деньги от продажи башен пойдут на оплату расходов, связанных с подъемом
"Гинденбурга" водоизмещением 28 тыс. т. А когда крейсер будет поднят, его
можно будет использовать в качестве гигантского понтона для подъема других
кораблей. План был весьма хорош - этакая строгая последовательность
заранее предопределенных событий. Он имел только один недостаток,
проистекавший из абсолютного невежества Кокса в вопросах судоподъемных
работ: план не мог быть осуществлен.
  Но во всем этом еще предстояло убедиться. А пока в распоряжении Кокса был
флот, лежащий на дне Скапа-Флоу, плавучий док и большое количество якорных
цепей с затонувших линкоров, которые он намеревался использовать вместо
подъемных тросов. У него не было ни специалистов, ни соответствующего,
оборудования. На острове Хой, где Кокс намечал организовать штаб-квартиру
по руководству и проведению всей операции, полностью отсутствовали какие
бы то ни было мастерские, склады, жилые помещения. Там не было абсолютно
ничего, даже электричества.
  На другой день после оформления покупки флота Кокс занялся наймом людей. С

Страницы: «« « 30   31   32   33   34   35   36   37   38  39   40   41   42   43   44   45   46   47   48  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Горз Джозеф, Подъем затонувших кораблей