Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Биология
Горз Джозеф - Подъем затонувших кораблей

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 110
Размер файла: 713 Кб
Страницы: «« « 27   28   29   30   31   32   33   34   35  36   37   38   39   40   41   42   43   44   45  » »»

рекомендовало не спасать судно-ловушку, поскольку плавучий госпиталь
представлял значительно большую ценность.
  Янг, однако, решил по-своему. Работы по спасению госпиталя можно будет
начать лишь через неделю. Кроме того, водолаз, осматривавший судно-ловушку
под водой, сообщил, что оно лежит носом и кормой на твердой скальной
породе, тогда как киль его на миделе ни на что не опирается - в рифе
имеется довольно широкая расщелина. Янг отметил эти два момента и
отправился к Меткалфу.
  - Если сообщение водолаза соответствует истине, - сказал он начальнику
аварийно-спасательного отдела, - то я берусь вернуться в Лондон к пятнице,
вытащив судно-ловушку на берег.
  В тот же день, а это был понедельник, Янг поехал на поезде в Плимут. Там
он взял две саморазгружающиеся баржи, незадолго до этого превращенные в
килекторы. Они были оборудованы цистернами, которые затоплялись или
осушались, в результате чего килектор опускался в воду или поднимался из
нее почти на 1,5 м. Каждая баржа могла развивать подъемную силу 1200 т.
  Баржи отбуксировали к месту работ, но при этом целая ночь ушла на поиски
килекторов, сорвавшихся с буксирных тросов во время внезапного шторма и
снежной бури. После того как баржи были пойманы, водолазы Янга прикрепили
их стальными тросами окружностью 229 мм к центральной части корпуса
затонувшего корабля, затем килекторы были затоплены, прикреплены к
судну-ловушке более жестко и с наступлением прилива продуты сжатым
воздухом. Судно-ловушка приподнялось с рифов и было отбуксировано ближе к
берегу. Указанная процедура повторялась каждый раз, когда наступал прилив,
и к пятнице судно было посажено на мель, а в субботу из него откачали
воду. Вечером в пятницу Янг вернулся в Лондон, готовый к спасанию
госпиталя "Астуриас".
  В свое время "Астуриас" был лайнером, но когда началась война, его
переоборудовали в плавучий госпиталь. У побережья графства Девоншир он
подвергся торпедной атаке германской подводной лодки, был серьезно
поврежден и выбросился на берег. В результате попадания торпеды были
оторваны ахтерштевень, один из гребных винтов с гребным валом, убиты 35
членов экипажа. Кроме того, оказалось, что кормовая переборка пробита, а
машинное и котельное отделения затоплены. Уровень воды в этих помещениях
колебался с приливом и отливом.
  Для того чтобы установить насосы в нужных помещениях, Янг велел разобрать
их и по частям спустить с палубы вниз. Затем спасатели изготовили стальную
крышку, которой закрыли отверстие, бывшее когда-то тоннелем гребного вала;
водолазы привалили к ней мешки с цементом, цемент пропитался водой,
затвердел и надежно прижал к отверстию временный стальной пластырь. Для
герметизации других отверстий и пробоин в переборках использовались
всевозможные подручные средства - от коек и тюфяков до старой одежды.
  9 апреля, через месяц после того как госпиталь был торпедирован, Янг
сделал первую попытку снять судно с мели - оно всплыло с креном 18ё. На
протяжении последующих нескольких дней Янг восемь раз затоплял отсеки
госпиталя и снова осушал их, пока ему не удалось уменьшить крен судна.
Работам очень сильно мешали жестокие весенние штормы. В конце концов
"Астуриас" с помощью сжатого воздуха обрел остойчивость и после очень
сложной буксировки был доставлен в порт.
  Сжатый воздух использовался и при спасании английского дредноута
"Британия". Эта боевая громадина возвращалась после выполнения задания в
Северном море, когда ужасной силы штормовой ветер вынес ее на берег
скалистого острова Инчкейт, расположенного неподалеку от входа в залив
Ферт-оф-Форт. Были предприняты попытки стащить дредноут с мели буксирами и
миноносцами, однако все они оказались безрезультатными. Когда на место
прибыл Янг, он понял причину этих неудач: шторм прочно посадил "Британию"
на скалы, а огромная масса дредноута довершила начатое стихией. Скалы
пробили не только днище корабля, но и двойное дно.
  Янг послал своих людей снять с дредноута все, что можно было демонтировать
и вынести, с тем чтобы хоть сколько-нибудь уменьшить массу "Британии".
Затем спасатели залатали двойное дно корабля с помощью быстротвердеющего
цемента. Это дало им возможность откачать воду из затопленного машинного и
котельного отделений, хотя днище корабля было пробито острыми скалами в
нескольких местах.
  После этого на дредноуте развели пары, заработала машина, спасатели
подвели воздушные шланги в затопленное междудонное пространство.
Работающий двигатель дредноута позволил запустить воздушные компрессоры и
насосы и с помощью сжатого воздуха вытеснить воду через пробоины в днище.
Поддерживая давление сжатого воздуха в междудонном пространстве, Янг
обеспечил кораблю плавучесть, необходимую для его буксировки в сухой док.
  Когда Фредерик Янг был назначен начальником аварийно-спасательного отдела
Адмиралтейства, его помощник по спасательным работам коммандер Кэй стал
работать самостоятельно на спасательном пароходе "Рейнджер". Однажды ему
пришлось спасать выскочившее на берег судно, которое буксиры никак не
могли стащить из-за малой глубины. Кэй вызвал к месту аварии эсминец и
уговорил его капитана гонять корабль на полном ходу взад и вперед
параллельно береговой линии, как можно ближе к последней. Как и
предполагал Кэй, поднятые носящимся взад-вперед эсминцем волны раскачали
засевшее на мели судно, и буксирам в конце концов удалось стащить его на
глубокую воду
Пожалуй, наибольшим образом всю изобретательность Кэй проявил в операции
по спасанию сухогрузного судна "Уэстморленд", торпедированного немцами
неподалеку от Ливерпуля.
  В носовом трюме ј 2 парохода в результате попадания торпеды образовалась
огромная пробоина. Капитан судна мужественно пытался спасти пароход и
доковылять до Ливерпуля, но в результате затопления трюма образовался
такой сильный дифферент на нос, что гребные винты парохода оказались над
водой, а его носовая часть уткнулась в дно. Во время отлива пароход прочно
сел на грунт. Это означало, что с наступлением прилива вода полностью
затопит поврежденный трюм. Так оно и случилось. В довершение всех бед
выяснилось, что внутренние поперечные переборки трюма ј 2 не были доведены
до палуб, поэтому вода из этого трюма, достигнув высоты переборки,
просто-напросто переливалась в соседние трюмы. "Уэстморленд" затонул. В
прилив его верхняя палуба уходила под воду на 9 м.
  При осмотре затонувшего судна было обнаружено, что взрыв торпеды проделал
большую пробоину также и в шельтердеке над поврежденным трюмом ј 2. Кэй
послал водолазов заняться водонепроницаемыми стенками, идущими от
шельтердека к главной палубе. Водолазы надежно изолировали поврежденные
части палубы и трюма от остальных помещений парохода. Затем Кэй
распорядился установить во внутренних помещениях погружные насосы, чтобы

Страницы: «« « 27   28   29   30   31   32   33   34   35  36   37   38   39   40   41   42   43   44   45  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Горз Джозеф, Подъем затонувших кораблей