Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Биология
Горз Джозеф - Подъем затонувших кораблей

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 110
Размер файла: 713 Кб
Страницы: «« « 54   55   56   57   58   59   60   61   62  63   64   65   66   67   68   69   70   71   72  » »»

делом.
  Больше никаких сообщений с лодки не поступало.
  "Скорпион", как и "Трешер", был атомной подводной лодкой водоизмещением
3075 т, длиной 76,8 м; на его борту находился экипаж в составе 91
человека. Поскольку в соответствии с правилами, установленными для атомных
подводных лодок, совершающих переходы в погруженном положении на большой
глубине, "Скорпион" должен был соблюдать радиомолчание, командование
американских ВМС в течение последующих пяти дней не проявляло особого
беспокойства, не получая от лодки никаких радиограмм. Наступило 27 мая, и
когда к расчетному времени подводная лодка не прибыла на базу, стало ясно
- с ней что-то произошло. В 7 ч вечера было объявлено, что лодка
"запаздывает", однако к этому времени 55 судов и 35 самолетов уже вели
поиск "Скорпиона". Они прочесывали полосы шириной в 50 миль по обе стороны
от ее предполагаемого курса, ловили радиосигналы и отраженные сигналы
гидролокаторов, следили, не обнаружатся ли на воде обломки и масляные
пятна, и надеялись, что лодка затонула на участке с глубиной, меньше
расчетной, поскольку запасы продовольствия и воды, а также наличие
очищающего воздух оборудования обеспечивали ее экипажу возможность в
течение добрых 70 дней ожидать спасения.
  Шло время, а "Скорпион" не возвращался в родной порт и не подавал о себе
вестей. Сомнений больше не оставалось - лодка затонула. Сначала
тщательному обследованию подвергся относительно неглубокий район
атлантического шельфа. Если лодка затонула там неповрежденной, а члены ее
экипажа еще живы, то можно было попытаться спасти их (что исключалось на
более значительных глубинах). Вторым районом поиска явились вершины
подводных гор, тянувшихся на большом протяжении. Предполагалось, что
какая-либо из них расположена ближе к поверхности чем это указано на
картах, и на ней может лежать "Скорпион". Эта полоса была также
обследована с воздуха на случай, если лодка находится на поверхности, а ее
электрические системы вышли из строя в результате какого-то происшествия,
может быть, даже столкновения с китом.
  Дни сменяли друг друга, время от времени очередная ложная надежда лишь
усиливала нараставшее напряжение. Неподалеку от побережья штата Виргиния
обнаружили лежавшую на дне подводную лодку почти таких же размеров, как и
"Скорпион". Оказалось, что она находится там еще со времен второй мировой
войны. Несколько раз в радиопередачах было зафиксировано слово
"Брэндивайн" - кодовое наименование "Скорпиона", однако тут же
произведенная проверка показала, что это название вполне законно носят
восемь судов. Через девять дней командование ВМС объявило лодку
"предположительно погибшей".
  Огромная армада спасательных судов и самолетов была отозвана на свои базы,
и в море остались продолжать поиски только океанографическое судно
"Боудич" и судно "Мизар", так успешно зарекомендовавшее себя при поисках
"Трешера" и потерянной у Паломареса водородной бомбы. "Мизар" тянул за
собой со скоростью в один узел своеобразные сани - сваренную из стальных
труб конструкцию, передвигавшуюся на расстоянии 4-9 м от дна. На санях
были установлены соединенные с судном коаксиальным кабелем (длиной более 6
км) магнитометр, фотокамера специальной конструкции, снабженная объективом
с полем зрения 120ё и двумя импульсными лампами, а также гидролокатор
горизонтального и вертикального обзора.
  Тем временем в Вашингтоне начали выявляться весьма неприглядные на первый
взгляд факты. Как обнаружилось, в корпусе "Скорпиона" имелись волосные
трещины. В гидравлических уплотнениях вокруг корпуса перископа наблюдалось
проникновение воды. Такие же протечки отмечались и вокруг гребного вала.
Не исключалась также возможность наличия каких-то неисправностей в
навигационном оборудовании лодки.
  Все это явилось более чем благодарной сенсацией для прессы, хотя тут же
выяснилось, что ни один из репортеров, опубликовавших статьи относительно
этой, ставшей темой дня, катастрофы, никогда не служил на подводной лодке.
Так, например, сталь, используемая для строительства корпусов атомных
подводных лодок, всегда имеет волосные трещины, что является свойством
структуры данного типа сталей. Подобные трещины затем легко
сошлифовываются без какого-либо вреда для корпуса. Сквозь гидравлические
уплотнения всех перископов всегда просачиваются вода и масло, капающие на
головы подводников. Протечка вокруг гребного вала представляет собой не
просто вполне нормальное явление - она заранее предусмотрена. Каждая вахта
в машинном отделении должна следить за тем, чтобы протечка не
прекращалась: забортная вода играет роль смазки, предотвращающей заедание
быстро вращающегося вала. Что же касается неисправностей в работе
навигационного оборудования, то образованная вскоре следственная комиссия
не смогла получить ни одного данного под присягой показания, которое
подтвердило бы, что подобные отказы имели место. Такова действительная
ценность этих "неприглядных фактов".
  10 ноября 1968 г. было опубликовано официальное сообщение о том, что
"Скорпион" найден в результате самой крупной в истории поисковой операции,
в которой принимали участие 6 тыс. человек и 400 судов и самолетов.
Несколькими днями ранее, 30 октября, с борта "Мизара" в штаб ВМС США
поступила радиограмма следующего содержания:
  Предметы, опознанные как части корпуса подводной лодки США "Скорпион",
обнаружены примерно в 400 милях к юго-западу от Азорских островов на
глубине более 3 тыс. м.
  Иначе говоря, всего лишь в 150 милях от точки с координатами, указанными в
последней радиограмме.
  Как же удалось найти лодку? Покойный журналист Дрю Пирсон в статье,
доказывающей, между прочим, его полнейшее невежество относительно сил,
воздействующих на подводную лодку, приближающуюся к расчетной глубине,
утверждал, что "Скорпион" был обнаружен русскими, любезно сообщившими
командованию ВМС США, где они ее нашли. Гораздо более вероятно, однако,
что лодка, вернее ее остатки, была найдена в результате тщательного
расследования, проведенного ВМС. На всем континентальном шельфе у
побережья США размещены гидрофоны и другая аппаратура, установленные на
глубинах от 180 до 4,9 тыс. м и образующие систему раннего предупреждения.
  Ни одно из этих устройств не зарегистрировало прохождения "Скорпиона",
однако группа гидролокаторов, установленных неподал„ку от Азорских
островов, зафиксировала звук, который мог быть вызван разрушением корпуса
подводной лодки. Затем настала очередь подводных телевизионных камер,
магнитометров, подводных фотокамер и гидролокаторов. Кроме того, для
поисков лодки использовались недавно разработанные устройства,
напоминавшие миниатюрные торпеды, снабженные гидролокаторами бокового
обзора. Во время поиска они скользили над дном океана за кормой

Страницы: «« « 54   55   56   57   58   59   60   61   62  63   64   65   66   67   68   69   70   71   72  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Горз Джозеф, Подъем затонувших кораблей