Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Гумилев Л.Н. - Исторические труды

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 776
Размер файла: 4526 Кб
Страницы: «« « 101   102   103   104   105   106   107   108   109  110   111   112   113   114   115   116   117   118   119  » »»

не примкнули к Клавдию. Заговорщики-республиканцы были казнены, и
деспотическая власть восстановлена.

Вот и вожди были "героями", и "толпа" была многочисленна, но система
римского этноса лишилась того энергетического наполнения пассионарностью,
которое сделало римский народ победителем всех соседей, а город Рим -
столицей полумира. Легионерам даже не пришлось побеждать, ибо никакого
сопротивления они не встретили.

Но вернемся к чехам, потерявшим ректора Пражского университета. Чехи были
похожи не на римлян времен Принципата, а на римлян эпохи Мария и Суллы.
Конечно, Гус был хорошим профессором и пользовался популярностью среди
студентов-чехов, но влияние его на все слои чешского этноса невероятно
возросло после его мученической кончины. Не "герой", а его тень, ставшая
символом этнического самоутверждения, подняла чехов и бросила их на немцев,
да так, что рыцарские ополчения Германии и Венгрии панически бежали перед
отрядами чешских партизан. И нельзя сказать,

что чехов вдохновили идеи пражского профессора. Гус защищал учение
английского священника Виклифа, а его последователи... одни требовали
причащения из чаши - т.е. возврата к православию; другие - национальной
церкви без разрыва с папством; третьи отрицали необходимость иерархии;
четвертые объявили себя "адамитами", бегали, раздевшись донага, и отрицали
вообще все (этих безумцев истребили сами чехи).

Не позитивная программа, а негативная этническая доминанта - "бей немцев" и
за то, что они католики, и за то, что они дворяне, и за то, что они
крестьяне, лишенные защиты, и за то, что они богатые бюргеры, за счет
которых можно поживиться... короче говоря, за что угодно, - дала чехам
по-беду в двадцатилетней (1415-1436) войне. Но какой ценой? Чехи потеряли
большую часть населения; Саксония, Бавария и Австрия - около половины;
Венгрия, Померания и Бранденбург - значительно меньше, но тоже изрядно.

Чехия отстояла свободу и культуру, но только путем междоусобной войны. При
Липанах утраквисты-чашники разгромили табористов-протестантов и
расправились с ними беспощадно. После этого возникла возможность заключения
мира с немцами. Политику терпимости на базе усталости осуществил король
Георгий Подебрад (1458-1471).

Хотя этот краткий обзор показывает, что пассионарность - стихийное явление,
тем не менее оно может быть организовано той или иной этнической
доминантой. (Этнической доминантой мы называем явление или комплекс явлений
- религиозный, идеологический, военный, бытовой, который определяет переход
исходного для процесса этногенеза этнокультурного многообразия в
целеустремленное единообразие.) Но она может и расплескаться, не слившись в
единый поток; именно это случилось в Чехии в XV в.

Сходно, но не совсем, произошло в те же годы освобождение Франции от власти
английского короля Генриха VI и его союзников-бургундцев, которые
стремились оторваться от Франции, несмотря на то что их герцоги носили
фамилию Валуа. Жанна д'Арк, лотарингская девушка, говорившая по-французски
с немецким выговором, никогда не спасла бы ни Орлеана, ни короля, ни
родину, если бы ее окружали только прохвосты - придворные дофина и его
фаворитки Агнессы Сорель, и не было бы ни Дюнуа с Ля Гиром, ни маршала
Буссака, ни капитана Поитона де Сантрайля, ни отчаянных латников и умелых
арбалетчиков, которым оказалось достаточно услышать только два слова:
"Прекрасная Франция" - формулировку этнической доминанты, чтобы понять, за
что стоит бороться до победы, хотя и до этого за дофина сражались те, кто
не хотел "стать англичанином"[14]. И Аввакум был не одинок; огненные
страницы его автобиографии читали и перечитывали люди, готовые на
самосожжение ради того, что они чтили.

И опять-таки сила "старообрядничества" была не в доводах разума; до
спокойного спора с никонианами у них дело ни разу не доходило. Да и защищал
Аввакум вовсе не древнее православие, а привычное, что отнюдь не одно и то
же. Никон выписал из Венеции лучшие издания греческих текстов по
патристике, издаваемые братьями Альдами, для сверки и как образцы. Аввакум
же требовал исправления служебников по русским переводам XIII-XIV вв. Эти
переводы были очень красивы, но менее точны, нежели подлинники IV-V вв.
Протест старообрядцев против ярких красок на иконах основан на привычке к
ликам, потемневшим от времени. Андрей Рублев и Феофан Грек писали яркими
красками, что к XVII в. было позабыто.

Короче говоря, сюжеты спора были случайны, но сам спор закономерен, ибо он
выражал раздвоение великорусского этноса, с последующим выделением
субэтноса "старообрядцев", в котором не осталось и тени догматического
единства, так как появились течения "половцев" и "беспоповцев", а потом
многочисленные "толки". Но этнос не распался. Во время вторжения шведов в
Белоруссию старообрядцы-эмигранты создали партизанские отряды и 'весьма
помогли Меншикову одержать победу при Лесной.

Значит, не отдельные пассионарии делают великие дела, а тот общий настрой,
который можно назвать уровнем пассионарного напряжения. Механизм этого
явления блестяще описал Опостен Тьерри при анализе победы Гуго Капета над
Каролингами, в результате чего сложилось ядро французского этноса.
"Народные массы, когда они приходят в движение, не отдают себе отчета в той
силе, которая их толкает. Они идут, движимые инстинктом, и продвигаются к
цели, не пытаясь ее точно определить. Если судить поверхностно, то можно
поду-

мать, что они слепо следуют частным интересам какого-нибудь вождя, имя
которого только и остается в истории. Но эти имена получают известность
только потому, что они служат центром притяжения для большого количества
людей, которые, произнося их, знают, что это должно обозначать, и в данный
момент не испытывают потребности выражаться более точно"[15]. Да, но это
значит, что все рассмотренные нами события имеют в основе, точнее - в
глубине, этническое наполнение. И Александр, и Сулла, и Ян Гус, и Аввакум
должны рассматриваться как участники разных этногенезов в разных фазах и
регионах. Так, через выделение индивидуальных психологических абрисов, мы
пришли к этнопсихологии как сфере проявления поведенческих импульсов.

Страницы: «« « 101   102   103   104   105   106   107   108   109  110   111   112   113   114   115   116   117   118   119  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Гумилев Л.Н., Исторические труды