Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Гумилев Л.Н. - Исторические труды

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 776
Размер файла: 4526 Кб
Страницы: «« « 103   104   105   106   107   108   109   110   111  112   113   114   115   116   117   118   119   120   121  » »»

при наличии ряда подобных подсчетов для разных этносов и лучше -
суперэтносов мы уловим общую закономерность этногенеза. Значит, для того
чтобы эту закономерность уловить, надо хорошо знать историю событий, потому
что история как наука об общественных отношениях отражает не эту, а совсем
другую закономерность - спонтанное развитие, свойственное общественной
форме движения материи.

Может возникнуть сомнение в правомерности противопоставления идее
саморазвития общественной формы движения материи - концепции с инерционным
движением, постепенно затухающим, что присуще этногенезу как вариации
внутри вида Homo sapiens. Казалось бы, биологические изменения человека
могут проходить без флуктуации энергии живого вещества биосферы, без
эффекта пассионарного напряжения. Однако в этом случае оптимальная степень
адаптации к тем или иным условиям являлась бы тупиком для любого типа
развития, исходом которого была в этом случае только полная гибель

популяции. Ведь для того чтобы перестроиться физиологически и экологически,
вид (или этнос) должен отказаться от выработанных органов (или навыков),
т.е. сделать шаг назад из тупика ради того, чтобы найти новую дорогу. И
наоборот, возникновение мутации безотносительно к условиям среды, иначе
говоря - эксцесс воздействует на популяцию принудительно, вынуждая ее
измененную часть искать путей к достижению утраченного рая - гомеостаза,
представлявшегося еще Овидию "золотым веком".

МНОГОВЕКТОРНОСТЬ ЭТНИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ В СХЕМЕ

Так как нет и не может быть этногенеза без пассионарного напряжения, то
можно считать пассионарность тем обязательным элементом этногенеза,
который, образно говоря, можно вынести за скобки, внутри которых останутся
локальные черты тех или иных этносов. Для выделения закономерности важна
именно эта общая всем процессам черточка.

Однако непосредственно пассионарности как явления никто никогда не видел и
не увидит. Следовательно, характеризовать ее мы можем лишь по проявлениям.
Но самое трудное даже не в этом, а в том, как учесть и понять
разнонаправленные доминанты, порожденные пассионарностью этноса. Если
уподобить этнос физическому телу, на которое действует несколько сил (см.
рис. 1), то тогда сумма этих сил будет векторной: F=F1+F2+F3+F4+F5<>0.
Реальный эффект движения, который можно пронаблюдать, будет определяться не
арифметической, а векторной суммой этих сил, т.е. тело будет двигаться
вправо с уклоном вверх. Если же убрать четыре составляющие: F2, F3, F4, F5,
то тело получит большее ускорение по направлению F1, т.е. эффект ее
действия будет больше, так как F1, больше прежней F. Значит, в данном
случае ускорение возникает за счет утраты части сил, а не их увеличения,
ибо результирующая сила больше и, следовательно, эффект более заметен.

[ebe03.gif (2921 bytes)]

Рис. 1. Действие сил на физическое тело (обобщенная схема)

Поясним на примерах. В VIII--V вв. до н.э. Эллада кипела пассионарностью.
Три ремы бороздили Средиземное и Черное моря, колонии эллинов раскинулись
от Кавказа до Испании, а Иония и Великая Греция (в Италии) стали
многолюднее метрополии. Однако координировать свои силы эллинские полисы не
могли, так как каждый из них ценил свою самостоятельность больше жизни, а
подчинение приравнивалось к обращению в рабство. Даже при смертельной
угрозе во время похода Ксеркса фессалийцы и беотийцы сражались за персов,
отнюдь не забыв, что они эллины. За это они жестоко пострадали, ибо афиняне
и спартанцы после битвы при Платеях казнили пленных греков-персофилов, а
персов щадили.

Но как только Пелопоннесская и фиванская войны обескровили Элладу,
оказались возможны координация сил и поход Александра на Персию. Ареал
эллинизма был куда шире ареала эллинства, но эти успехи были достигнуты за
счет общего снижения пассионарного уровня Эллады, когда на первую роль
наряду с Македонией стали претендовать самые неразвитые в культурном и
экономическом отношении области: Этолия и Ахайя. Не они стали сильнее, а
ослабели Афины, Фивы и Спарта. Иными словами, общая мощь Эллады как системы
уменьшилась, почему она стала легкой добычей Рима. И несмотря на то, что
инерции былой потенциальной мощи эллинов хватило на приобщение римской
знати к своей культуре, ослабление продолжалось до тех пор, пока остаток
эллинов не превратился в ядро византийских греков, полностью преображенных
пассионарным толчком I в. н.э. Но это уже другой процесс.

Итак, простые наблюдения без учета поправок в подавляющем большинстве
приведут к ложным выводам. Упадок пассионарного напряжения будет признан
подъемом, так как в обоих случаях происходит большое количество свершений;
и малое количество "великих дел" равно характерно для низких и относительно
высоких уровней пассионарности, потому что во втором случае возможны
уравновешивание разнонаправленных сил и временная стабилизация. Надо
исследовать не отдельные моменты жизни этноса, а весь процесс целиком.
Тогда будет ясно, прибавляется или убывает пассионарность.

То, что невозможно отличить при самом тщательном изучении отдельной особи
вследствие многофакторности моментов, определяющих поведение, выявляется
при статистическом изучении деятельности больших коллективов, проявляющейся
в истории человечества. Во-первых, несущественные факторы взаимно
компенсируются; во-вторых, исторические процессы фиксированы в абсолютном
времени, а биологические или геологические - в относительном. Поэтому
только история может подарить естественным наукам абсолютную хронологию,
получив от них взамен способы эмпирического обобщения, после чего
появляется этнология - наука, обрабатывающая гуманитарные материалы
методами естественных наук.

Мы не беремся судить: лежит ли в основе пассионарности единый ген или
комбинация генов, рецессивный этот признак или доминантный, связан ли он с
нервной или гормональной деятельностью организма? На эти вопросы пусть
ответят представители других наук. Наша задача, этнологическая, выполнена.
Мы обнаружили наряду с общественным биогеографическое развитие антропосферы
и причину, его вызвавшую. Сущность же явления пассионарности и связи его с

Страницы: «« « 103   104   105   106   107   108   109   110   111  112   113   114   115   116   117   118   119   120   121  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Гумилев Л.Н., Исторические труды