Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Гумилев Л.Н. - Исторические труды

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 776
Размер файла: 4526 Кб
Страницы: «« « 109   110   111   112   113   114   115   116   117  118   119   120   121   122   123   124   125   126   127  » »»

изживающего себя античного раболадения пришел бы феодализм, пусть чуть
раньше или позже. Пассионарные подъемы и спады не влияют на социальное
развитие человечества, если понимать под последним смену
общественно-экономических формаций. Да и как может эмоция изменять что-либо
в стихии сознания - разума? И сейчас мы увидим, почему это так.

XXVI. Затухание пассионарности

ВСПЫШКА И ПЕПЕЛ

Теперь можно сказать, что "пусковой момент" этногенеза - это внезапное
появление я популяции некоторого числа пассионариев и субпассионариев; фаза
подъема - быстрое увеличение числа пассионарных особей в результате либо
размножения, либо инкорпорации; акматическая фаза - максимум числа
пассионариев; фаза надлома - это резкое уменьшение их числа и вытеснение их
субпассионариями: инерционная фаза - медленное уменьшение числа
пассионарных особей; фаза обскурации - почти полная замена пассионариев
субпассионариями, которые в силу особенностей своего склада либо губят
этнос целиком, либо не успевают погубить его до вторжения иноплеменников
извне. Во втором случае остается реликт, состоящий из гармоничных особей и
входящий в биоценоз населяемого им региона как верхнее, завершающее звено.

Эту внутриэтническую эволюцию проделали все этносы, которых мы считаем
примитивными только потому, что их незаписанная история тонет во мгле
веков. Но ту же картину мы наблюдаем в истории, причем особенно четко это
просматривается на субэтнических целостностях, например на сибирских
казаках.

В XIV в. потомки обрусевших хазар сменили русское название "бродники" на
тюркское "казаки". В XV-XVI вв. они стали грозой степных ногаев и, перенеся
войну в Сибирь, добили их последнего хана Кучума. Получив подкрепление от
московского правительства, они за один век прошли Сибирь до Тихого океана.
Нуждаясь в пополнении, они охотно принимали в свои отряды великороссов, но
всегда отличали их от себя. Всех вместе их принято называть
землепроходцами.

Русские землепроходцы XVII в. были люди строптивые, крутые, неуступчивые.
Они не боялись ни начальства, ни суровой северной природы. С 1632 г., когда
сотник Петр Бекетов основал зимовье на Лене, до 1650., т.е. до Анадырского
похода казака Семена Моторы, они прошли весь северо-восток Сибири и добыли
соболиного ясака на суммы не меньшие, чем давало конкистадорам американское
золото. "Казаки-завоеватели были людьми неукротимой храбрости и стихийной
инициативы. Они объясачивали племя за племенем, а порою находили в
Ледовитое море на кочах, сшитых из грубо оте-санных досок древесными
корнями, как бы предназначенных для кораблекрушения. Но уже в конце XVII в.
их характер стал изменяться и вместо походов появились отписки: "Суда наши
слабы, и паруса малы. А делать большие суда, как в прежнее время, мы не
умеем". В XVIII в. русское население северной Сибири как бы
кристаллизуется. Инициатива и активность исчезают бесследно, и самая
храбрость заменяется робостью"[24]. Наконец, в XIX в. потомки казаков
потерпели поражение от чукчей и стали государственными крепостными,
бесправными рабами каждого чиновника, отправленного на север с юга в
наказание за проступки по должности. Поскольку так же и в те же
хронологические сроки утратили пассионарность потомки испанских
конкистадоров, французских колонистов в Канаде (за исключением той части,
которая смешалась с индейцами), португальских и арабских купцов в бассейне
Индийского океана, а в прошлые эпохи та же судьба постигла потомков
викингов и эллинов, то можно считать описанный процесс закономерным.
Растраченная энергия пассионарности оставляет на месте своей вспышки пепел
сначала горячий, потом холодный и сырой.

Казалось бы, алчность конкистадоров, гордость Александ Македонского,
тщеславие Суллы и страстная убежденность Гуса-это явления, не похожие друг
на друга. Внешне это так, но подоснова у них и множества им подобных одна-
пассионарность, и вот почему. Во всех приведенных примерах подчеркивалось,
что признак пассионарности, или импульса к исключительной активности, был
характерен для популяции, а не только для персоны. На отдельных личностях
мы сосредоточили внимание с целью композиционной - чтобы наиболее выпукло
обрисовать сам признак. В действительности процессы более сложны, хотя и не
до такой степени, чтобы их было трудно анализировать, применив систему и
последовательно ее соблюдая.

Сначала может показаться, что чем выше пассионарность персоны или системы,
тем богаче творческая жизнь общественной группы, тем обильнее культура
этноса. И так как эпоха Возрождения в Италии изобилует талантами, то можно
рассматривать ее как акматическую фазу в этногенезе. Но в XV в. итальянский
этнос переживал тяжелый период: фазу надлома. В Милане утвердились
кондотьеры Висконти и Сфорца, во Флоренции - Медичи, в Риме - папы
откровенно практиковали непотизм и симонию (блат и продажность), в Неаполе
и Сицилии правили испанцы, грубые, воинственные и далекие от гуманизма.
Везде исчезали традиции городских республик, патриотизма и доблести,
некогда позволившие итальянцам освободиться от жестокой власти немецких
императоров. И на этом общем загнивании выросли такие цветы искусства и
науки, как творчество художников Беато Анджелико и Боттичелли, гуманистов
Джованни Понтано, Лоренцо Балла, Марсилио Фичино и Пико делла Мирандола.

Но Высокое Возрождение (первая половина XVI в.), ознаменованное именами
Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти, Микеланджело Буанорроти, Тициана, Ариосто
и Макиавелли, проходило на фоне серии войн между Испанией и Францией, где
Италия была не участницей, а ареной для боровшихся хищников. Эти войны
начались вторжением французов в Италию в 1494 г., и до 1525 г. Франция
претендовала на власть в Италии. Победитель, император Карл V, после победы
над французами при Павий был вынужден бросить войска на подавление
сопротивления итальянцев, что и было осуществлено в 1527 г. варварским
разгромом Рима.

Нет, нельзя сказать, что итальянцы не делали попыток избавиться от своих
тиранов, для чего использовали иногда появление иноземных войск. Так, в
1494 г. при приближении французов к Флоренции там была низвергнута фамилия
Медичи и власть перешла к доминиканскому монаху Савонароле. Легче не стало,

Страницы: «« « 109   110   111   112   113   114   115   116   117  118   119   120   121   122   123   124   125   126   127  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Гумилев Л.Н., Исторические труды