Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Гумилев Л.Н. - Исторические труды

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 776
Размер файла: 4526 Кб
Страницы: «« « 117   118   119   120   121   122   123   124   125  126   127   128   129   130   131   132   133   134   135  » »»

традиций, и от этнического окружения, либо инертного, либо резко
враждебного. Можно насчитать еще много определяющих моментов, но здесь мы
не будем бегло, походя описывать пассионарные толчки и их последствия,
потому что это целесообразно сделать отдельно. Этногенез - сначала
усиление, обычно непродолжительное, а потом постепенное затухание
колебательного движения, а этнические контакты - интерференция вибраций
этнических полей. А ведь вся этническая история состоит из взлетов и
падений.

Итак, этногенез - это природный процесс биосферы, возникающий иногда и
являющийся одним из компонентов этнической истории наряду с тремя постоянно
действующими факторами: 1) социально-политическим, ибо люди всегда
устанавливали определенный порядок взаимоотношений в своем коллективе; 2)
техническим, ибо нет и не было человека 6m орудий труда; 3) географическим,
ибо средства к существованию черпаются из окружающей природы, а поскольку
ландшафты Земли разнообразны, то разнообразны и экосистемы. включающие
людей. Этих трех параметров достаточно, охарактеризовать любой
гомеостатический этнос, но динамита этногенеза идет за счет четвертого
фактора - пассионарного толчка, возникающего иногда на определенных
участках земной поверхности и порождающего не один этнос, а группу этносов,
именуемую суперэтносом, т.е. систему, в которой отдельные этносы являются
блоками, звеньями и подсистемами.

ПРИРОДА СУПЕРЭТНОСА

Но все-таки чем определяется близость членов суперэтнической системы между
собой? Почему они способны вступать друг с другом в творческие связи и не
могут их расширять за определенные пределы, отделяющие один суперэтнос от
другого? Как мы видели, несоответствия разных суперэтносов настолько
велики, что принудительные сочетания их ведут к демографической
аннигиляции. Иными словами, как бы ни восхищались французские рыцари
нравами арабов, образованностью греков, мужеством кельтов или литовцев и
неукротимой энергией куманов (половцев), в регионах контактов появлялись
только этнические руины. Образно говоря, если два массивных твердых тела
при соприкосновении создают трение, то вокруг сыплется труха, которую уже
невозможно вернуть в прежнее физическое состояние. Процессы деструкции при
контактах на суперэтническом уровне необратимы.

Так. Но ведь и внутри суперэтноса наличествует разнообразие: 1)
социально-экономических структур, 2) рас, первого или второго порядка, 3)
языков, 4) обычаев и бытовых обрядов, 5) религий. Разберем все эти частные
признаки последовательно, ибо постоянно возникает стремление принять тот
или иной внешний признак за глубинную сущность явления.

"Христианский мир" в конце XII в. пользовался многими языками: французским,
провансальским, кастильским, галисийским (он же португальский), баскским,
бретонским, тосканским, неаполитанским (общеитальянского тогда не было),
саксонским в южной Англии и норвежским - в Англии северной, разными
диалектами немецкого, датским, шведским, польским, чешским, венгерским и
латинским. Даже в одном большом герцогстве или маленьком королевстве жили
люди, у которых были разные родные языки, но это не мешало им общаться друг
с другом. Они выучивали языки соседей или использовали латынь как язык
культуры и религии.

Также в "Мусульманском мире" бытовали арабский, персидский, тюркские
диалекты, сирийский, курдский. В Византии в одном лишь Константинополе
говорили на греческом, армянском, славянском, исаврийском языках, а писать
старались на древнегреческом[7].

Вывод из этого однозначен: как мы уже видели, язык не является этническим
признаком, а, следовательно, различие языков не мешает взаимному общению.

Говорить о единой экономической структуре суперэтноса XII в. нелепо, так
как большая часть населения жила натуральным хозяйством, следовательно, в
контактах с соседями не нуждалась. Самые оживленные экономические связи
имели

место на окраинах, именно там, где происходило взаимоуничтожение. Довольно
интенсивной была экономическая жизнь в городах, но здесь наблюдался
отрицательный прирост населении, В скученности и антигигиенических условиях
любые инфекции уносили множество жизней, но города снова наполнялись
выходцами из деревень.

Расы, складывающие суперэтносы, были весьма различны. а сочетания их
случайны. В крестовый поход шли вместе голубоглазые блондины из Нормандии,
Саксонии, зеленоглазые шатены из Бургундии, чернявые сухощавые
провансальцы. носатые итальянцы (потомки сирийцев, заселивших Ломбардию еще
во времена Римской империи) и испанцы, которых не всегда можно было
отличить от арабов.

В рядах мусульманских воинств сражались бок о бок туркмены и суданские
негры, хамиты из ущелий Атласа и курды со склонов Арарата. А сами арабы с
пышными бедуинский генеалогиями имели матерей или бабушек - грузинок, нок,
итальянок, согдиек, индусок, черкешенок и абиссинок. Нет, расовый состав
показывал лишь размах завоеваний, а отнюдь не антропологическую
монолитность суперэтноса.

Сходства культур или "информационных коммуникаций" [8]тоже не было. Этому
мешали отчасти социальные и характер деятельности, а потом -
территориальная разобщенность. Мальчик, готовивший себя в рыцари или
латники. должен был с шести лет упражняться в фехтовании и верхе вой езде,
иначе он погиб бы в первой же битве; желавший стать священником зубрил
латынь; подмастерье гнул спину над тканью или обстругиванием планок для
бочки, крестьянин пас коров и обрезывал виноград. Все были так заняты
своими делами, что им некогда было болтать друг с другом. Да и
профессиональные интересы их были столь различны, что потребность в
"информационных коммуникациях" быт ничтожна. И если англичан Нортумберленда
занимали набег" шотландцев, то обитатели Кента или тем более Бордо о них и
думать не хотели, хотя король у тех и других был один, А Халифат распался
на территориальные эмираты с легкостью, удивившей самих арабов, хотя связь

Страницы: «« « 117   118   119   120   121   122   123   124   125  126   127   128   129   130   131   132   133   134   135  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Гумилев Л.Н., Исторические труды