Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Гумилев Л.Н. - Исторические труды

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 776
Размер файла: 4526 Кб
Страницы: «« « 115   116   117   118   119   120   121   122   123  124   125   126   127   128   129   130   131   132   133  » »»

к реликтовому состоянию этноландшафтного равновесия, нарушаемому новым
пассионарным толчком, т.е. микромутацией.

Наиболее отчетливо надындивидуальное поведение проявляется в коллективных
действиях общественных животных. В человеческом обществе действия
коллектива определяются сознательно поставленной этим коллективом или его
вожаком целью. Руководствуясь этой целью и имея определенный план ее
достижения, люди воздвигают города, развивают разные отрасли хозяйства,
распределяют добываемые средства к существованию и т.п. Общественные
насекомые также строят общие для всей колонии жилища, совместно добывают и
распределяют пищу, воспитывают потомство и т.п.

Сущность надындивидуального поведения у животных не имеет ныне достаточной
научной трактовки. Его часто называют инстинктивным. Но что разъясняют эти
эпитеты? Теория естественного отбора дает ответ на вопрос о происхождении
как инстинктов, так и вообще всех свойств организмов. Но, во-первых,
объяснение с точки зрения этой теории данных явлений так же мало
убедительно, как и объяснение с ее помощью всего процесса эволюции, а,
во-вторых, знания происхождения какого-либо явления самого по себе
недостаточно для понимания его сущности. Да мы и не будем пока пытаться
точно определить природу надындивидуального поведения и решать вопрос о
происхождении инстинктов. Возможно, что в настоящее время у нас не только
нет необходимых для этого фактических данных, но даже не выработаны и сами
понятия. которыми надлежит оперировать в этой области. Но это не мешает нам
собирать относящиеся сюда факты, классифицировать их, отмечать
наблюдающиеся закономерности и пытаться истолковать их, исходя из
принимаемых нами общих положений.

Применяя принцип поля ко всем проявлениям жизни индивида и вида, мы
конкретно представляем себе объекты действия этого поля. Реальность
индивида очевидна непосредственно. Однако бессознательно ее признают не
одни только биологи; поскольку понятия, обозначающие виды, как, например,
"собака", "ворона", "гадюка", "лещ", распространены даже в быту.

Вид как реальность манифестируется благодаря своему единству. Но для
всякого, кто использует методы систематики, очевидно, что реальностями
являются не только виды, но также этносы, поскольку они существуют в
историческом единстве и им присуща общность исторической судьбы.

РИТМЫ ЭТНИЧЕСКИХ ПОЛЕЙ

Концепция роли этнического поля изложена здесь так подробно потому, что,
будучи перенесена в этнологию, она решает наиболее сложные проблемы.

Необходимо условиться о значении используемых нами терминов. Эти термины,
даже если они в деталях не совпадут с принятыми в смежных науках, пояснят
читателю мысль автора, поскольку такое понимание необходимо для дальнейшего
разбора сюжета. Скажем так: поле организма - это продолжение организма за
видимые его пределы, следовательно, тело - та часть поля, гlе частота
силовых линий такова, что они воспринимаются нашими органами чувств. Ныне
установлено, что поля находятся в постоянном колебательном движении, с той
или иной частотой колебаний[3]. Эти колебания, т.е. "вибрационные
раздражители, имеют ту особенность, что беспрепятственно передаются из
одной среды в другую и имеют общий характер распространения в твердой,
жидкой и газообразной средах. Вибрации воздушной среды в полосе от 16 до
20000 Гц воспринимаются человеком как звуковые раздражители. Для восприятия
собственно вибрации в организме нет специального рецепторного органа", -
пишет Г. И. Акинщикова и далее приводит данные о режиме нормальных вибраций
для внутренних органов и неврологических и физиологических нарушениях,
возникающих при продолжительном воздействии вибраций на организм. К кругу
вибраций, влияющих на человека, относятся колебания активности органов,
суточные, месячные, годовые и многолетние, обусловленные влиянием Солнца,
Луны, изменениями геомагнитного поля и другими воздействиями внешней
среды[4]. Одного этого наблюдения достаточно для интерпретации всего
собранного этнологического материала. Только за эталон исследования нужно
будет принять этническую систему, т.е. перейти с организменного уровня на
популяционный.

Исходя из приведенных данных, ясно, что определенная частота колебаний, к
которой система (в нашем случае - этническая) успела приспособиться,
является для нее, с одной стороны, оптимальной, а с другой
-бесперспективной, так как развиваться ей некуда и незачем. Однако ритмы
эти время от времени нарушаются толчками (в нашем случае - пассионарными),
и система, перестроенная заново, стремится к блаженному равновесию, удаляя
элементы, мешающие данному процессу. Таким образом, на уровне этноса
наблюдается причудливое сочетание ритмов и эксцессов, блаженства и
творчества, причем последнее всегда мучительно.

И еще. Говоря о вспышках этногенезов в разных регионах, мы отвергли
ритмичность этих явлений не из общефилософских соображений, а просто
потому, что гипотеза ритмичности противоречила наблюдениям. Но колебания
этнического (так мы его будем называть для удобства изложения) поля с той
или иной частотой можно приравнять к ритму, интенсивность которого меняется
в течение процесса этногенеза. Попробуем пояснить это: струна (или
камертон) начинает звучать после щипка, но колебания ее постепенно слабеют,
и звук смолкает; а если ее щипнуть снова, с другой силой, то она снова
зазвучит, но сильнее или слабее. А так как буквальных совпадений не бывает,
и в натуре-то звучит не одна струна, а громадный оркестр с акустикой зала,
то все этнические поля не похожи друг на друга, хотя и подчиняются одной
закономерности: затуханию первоначального импульса, возникшего вследствие
эксцесса (микромутации). Это объяснение, даже если считать его не
доказанным (индуктивно), подтверждается тем, что объясняет все известные
факты, а это в естественных науках признается необходимым и достаточным.

Описанное этническое поле (или феномен, ему равноценный) мы воспринимаем
как этническую близость или, наоборот, чуждость. Принцип, характерный для
всех этносов - противопоставление себя всем прочим ("мы" и "не мы"),
находящийся в непосредственном ощущении, с предложенной точки зрения может
быть истолкован просто. Когда носители одного ритма сталкиваются с
носителями другого, то воспринимают новый ритм как нечто чуждое, в той или

Страницы: «« « 115   116   117   118   119   120   121   122   123  124   125   126   127   128   129   130   131   132   133  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Гумилев Л.Н., Исторические труды