Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Гумилев Л.Н. - Исторические труды

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 776
Размер файла: 4526 Кб
Страницы: «« « 118   119   120   121   122   123   124   125   126  127   128   129   130   131   132   133   134   135   136  » »»

между учеными этих суверенных государств не была нарушена. Но разве
теология н философия определяют общность этноса?

Кроме того, беседовать стоит лишь тогда, когда встречиются разные мнения.
Но тогда возникают прения и раздоры. Таким был спор Бернарда из Клерво и
клюнийских монахов против Пьера Абеляра и парижских студентов. Однако это
не разорвало целостности "Христианского мира".

Бернард сумел добиться очищения католической церкви от безграмотных
священников, распутных епископов и поднял двух королей на крестовый поход:
французского - Луи VII и немецкого-Конрада III.

Абеляр подарил католической церкви философскую систему -концептуализм,
одного папу (Целестина II), одного ересиарха (Арнольда Брешианского), 19
кардиналов и 50 епископов. Будучи отлучен от церкви, Абеляр удалился в
монастырь своих противников-Клюни, где и умер в 1142 г., примирившись со
своими гонителями. Так что же считать "сгустком коммуникаций"? Ссору вплоть
до костра или молчаливое согласие перед лицом силы? Или, проще, пресловутые
информационные связи - не фактор этногенеза, а индикатор принадлежности к
одной из противоборствующих сторон?

Еще более грозной была дискуссия, поднятая в Северной Африке в том же XII
в. берберским теологом Ибн Тумартом против туарегских марабутов
(отшельников), о "единстве Бо-жием". Простодушные невежественные люди
понимали подобие Бога человеку буквально, в том смысле, что у Бога есть
руки, лицо и т.д. Ибн Турмат заявил, что "рука его Аллаха - одно из его
свойств, в данном случае - действия, а лик его - одно из его свойств,
например слуха, зрения", а что такое эти руки на самом деле - находится за
пределами человеческого разумения[9]. Тут-то бы, казалось, и наладить
"коммуникативную информацию", так нет: поборники "единства" -Альмохады
перерезали "многобожников"-Альморавидов. Вряд ли причиной кровопролития
можно считать теологическое несогласие, мало кому понятное. Просто берберы
боролись с туарегами, как, впрочем, и принято считать.

Спор о божественных атрибутах не затихал в мусульманской теологии на
протяжении тысячелетия, но он не всегда приводил к кровавым последствиям. И
наоборот, упорные и истребительные войны возникали и велись под другими
лозунгами, например в защиту права потомков Али и Фатьмы на престол халифа.
Следовательно, здесь дело не в ученых формулировках, а в чем-то другом, что
и надлежит отыскать.

Но если мы отбросили все видимые причины мономорфизма этносов, то чем же
можно объяснить единообразность процессов этногенеза при несхожести систем
между собою? Очевидно, должен быть инвариантный фактор.

Да, он есть. Назовем его так: констелляция пространственно-временных
энергетических соотношений, деформирующая этнические субстраты региона. А
затем объясним, что это значит.

Представим себе широкий поднос с негладким дном, на одном краю которого
насыпаны грядой шарики разного размера и веса. Толкнем неширокой лопаткой
эту гряду шариков. Задетые покатятся с разной скоростью, прочие останутся
на месте. Покатившиеся постепенно остановятся и образуют новую причудливую
фигуру. Если же мы толкнем снова в другом месте, то фигура будет другая,
из-за несходства объема шариков, их инерции и неровностей поверхности, по
которой они движутся. Но и новая фигура будет следствием толчка. Это образ
или схема, а теперь обратимся к действительности. Пассионарный толчок
(микромутация) захватывает определенный регион и придает находящимся там
этносам движение, затухающее вследствие потери пассионарности, признак
которой удаляется отбором. При начале движения возникают новые системы, по
отношению к которым старые этносы играют роль субстратов. Все затронутые
толчком этносы данного региона перестраивают свое отношение к кормящему
ландшафту и этническому окружению (соседям), что создает видимое
разнообразие. Но, поскольку все они получили один и тот же импульс, они
обнаруживают черты сходства (катятся в одну сторону). Это и объединяет их в
суперэтнос.

Но можно ли сопоставить суперэтнос с "культурным кругом" или идеологической
концепцией, возникшей одновременно с пассионарным толчком? Такая мысль
напрашивается, но это соблазн. Концепции, философемы, эстетические каноны,
нормы этики и т.п. - не явления природы, а дело умов человеческих. Подобно
вещам, изготовленным руками людей, эти ценности, называемые "духовными",
либо сохраняются, либо разрушаются беспощадным временем. И хотя они
распространяются путем проповеди куда быстрее, чем мигрируют создавшие их
этносы, деформация их на новой почве неизбежна. Достаточно двух примеров.

Христианская доктрина к V в. путем проповеди распространилась от Индии до
Ирландии и от Кавказа до Эфиопии включительно. И везде восторжествовала,
но... сходство, достигнутое путем героических свершений и жертвенных
проповедей, ограничивалось сферой догматики, деталями богослужения да
бродячими литературными сюжетами (например, легендой о Граале). И эта
близость была лишь моментом при пассионарном пике, а потом все пошло
вразброд. Египет, стремясь к духовной самостоятельности, стал
монофизитским, в Месопотамию под защиту иракского шаха ушли несториане, сам
собой "отвалился" Рим, возглавивший новый суперэтнос, а в Аравии ислам
объединил в себе все ереси, гонимые в Византии, и удачно синтезировал их в
исповедание, ставшее символом самоутверждения арабов. Культурная
преемственность налицо, но природный процесс пронесся мимо нее, смыв все
плотины, созданные людьми.

Аналогична судьба буддийской проповеди. Это учение исчезло на своей родине
- в Бенгалии, а на Цейлоне, в Японии, Китае, Тибете, Сиаме и Монголии
приняло формы столь различные, что даже догматическая основа была утеряна;
сохранилась только терминология и имя Будды - Шакья Муни. Впрочем, этот
человек почитается и христианами как святой царевич Иосаф. Опять, как в
примере с Граалем, культурное влияние не знаменует этнической близости.

Итак, инвариант суперэтноса лежит в сфере географии и определяется
сочетанием импульса пассионарного толчка и ландшафтных особенностей
региона. Если же толчком затронуты два, три, четыре региона, разделенных

Страницы: «« « 118   119   120   121   122   123   124   125   126  127   128   129   130   131   132   133   134   135   136  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Гумилев Л.Н., Исторические труды