Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Гумилев Л.Н. - Исторические труды

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 776
Размер файла: 4526 Кб
Страницы: «« « 102   103   104   105   106   107   108   109   110  111   112   113   114   115   116   117   118   119   120  » »»

Огромный материал, накопленный этнографией, настоятельно требует обобщения.
Поисками принципа, на коем можно осмыслить весь глобальный материал, были
заняты многие советские этнографы[16]. Ясно, что принцип должен быть нов,
иначе его давно уже применяли бы, и универсален. Этим требованиям отвечает
реально существующее явление пассионарности как эффекта воздействия природы
на поведение этнических сообществ. Но это противоречит привычной концепции
этноса как "социального состояния"[17].

Приверженность к воззрениям устарелым и неверным влечет за собою известную
логическую ошибку индуктивного метода - метафорическую деформацию. Встречая
новые мысли, впечатления и т.п., мозг ищет отдыха в буферном процессе
аналогизирования, создающем мост между воспринятым известным и новым
неизвестным, которое облекается в одежду привычного. Этот путь нас
привлекает. Мы хотим сделать следующий шаг. Но прежде кратко сформулируем
выводы, уже сделанные, ибо теперь они превращаются в исходные положения.

НАКОПЛЕНИЕ ИЛИ РАСТРАТА?

Вспомним, что открытие биохимической энергии живого вещества было сделано
В. И. Вернадским, когда он сопоставил скопища саранчи с массой руды в
месторождении. Саранчи было больше, и летела она навстречу смерти. Так что
же ее толкало? В поисках ответа было создано учение о биосфере оболочке
Земли, обладающей антиэнтропийными свойствами. Но ведь люди - тоже часть
биосферы. Следовательно, энергия живого вещества пронизывает тела наши,
наших предков и будет пронизывать тела наших потомков, стимулируя
разнообразные этногенезы. И теперь наша задача состоит в том, чтобы
показать, может ли открытый и описанный нами феномен решить поставленные
выше вопросы этногенеза и этнической истории.

Описанная выше схема этногенеза как дискретного процесса предполагает
внезапное возникновение группы пассионарных этносов внутри того или иного
региона, последующее их распространение за его пределы, потерю сложности
этнической системой и либо распыление особей, ее составлявших, либо
превращение их в реликт. Так как эта схема, несмотря на множество локальных
вариаций, прослеживается всюду, то возникает потребность в ее
интерпретации, хотя бы путем сравнения.

Вообразим шар, получивший внезапный толчок. Энергия толчка затрачивается
сначала на преодоление инерции покоя, а затем на движение шара, которое
будет медленно затухать вследствие сопротивления среды, пока шар не
остановится; путь же этого шара будет зависеть от того, покатится ли он по
ровному месту, или наткнется на препятствия, или свалится в яму и т.д., но
сколько бы раз мы ни повторяли эту операцию, принцип движения один -
инерция толчка, т.е. растрата энергии полученного импульса.

В биосфере явления такого порядка именуются сукцессиями. Сукцессии весьма
разнообразны и по продолжительности, и по характеру, и по последствиям, но
все они имеют обозначенную черту сходства - инерционность, которая у
человека проявляется как растрата пассионарного импульса. Это роднит
человечество с прочими явлениями биосферы, тогда как социальные и
культурные структуры, свойственные только человеку, имеют иной характер
движения. Феномен этноса на грани двух форм движения.

XXIV. Пассионарное напряжение

БИОХИМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПАССИОНАРНОСТИ

То, что каждый человек и каждый коллектив людей является частью биосферы и
составным элементом общества - несомненно, но характер взаимодействия этих
форм движения материи требует уточнения. Для достижения поставленной цели и
решения задачи в проблему соотношения человека, как носителя цивилизации, с
природной средой введено понятие "этнос" для обозначения его как
устойчивого коллектива особей, противопоставляющего себя всем прочим
аналогичным коллективам, имеющего внутреннюю структуру, в каждом случае
своеобразную, и динамический стереотип поведения. Именно через этнические
коллективы осуществляются специфические варианты связи человечества с
природной средой. Однако тут встает вопрос о границе и соотношении между
природным и социальным. То, что природа господствует за пределами
техносферы - очевидно, но она находится и в телах людей. Физиология (в том
числе патофизиология) тесно связана с психологией как продуктом нервной и
гормональной деятельности организма. Нехватка йода вызывает кретинизм;
выделение адреналина создает страх и гнев; гормоны половых желез
стимулируют любовную лирику и сентиментальный роман; химические соединения
в качестве допингов воздействуют не только на физическое, но и на
психическое состояние спортсменов; наркотики ведут к вырождению целых
народов и т.д. Закономерность общественной формы движения материи в
человеке так переплетается с биологической, биохимической и биофизической,
что необходимость четкого разграничения их очевидна.

Но если это крайне трудно сделать, беря за объект исследования одного
человека, то гораздо легче принять за единицу систему высшего порядка -
этнос, где неизбежные погрешности анализа взаимно компенсируются. Конечно,
трудно описать, а тем более подсчитать пассионарность людей эпох минувших.
Но есть обратный ход мысли. Работа, выполняемая этническим коллективом,
прямо пропорциональна уровню пассионарного напряжения[18]. Следовательно,
подсчитывая число событий в истории этноса, пусть даже с большим допуском,
мы получаем результат затрат энергии, на основании чего можем судить об
исходном заряде энергии, т.е. уровне пассионарности.

Деяния, продиктованные пассионарностью, легко отличимы от обыденных
поступков, совершаемых вследствие наличия общечеловеческого инстинкта
самосохранения, личного и видового. Не менее отличаются они от реактивных
акций, вызываемых внешними раздражителями, например вторжением
иноплеменников. Реакции, как правило, кратковременны и потому
безрезультатны. Для пассионариев же характерно посвящение себя той или иной
цели, преследуемой иной раз на протяжении всей жизни. Это дает возможность
характеризовать ту или иную эпоху в аспекте пассионарности. Охарактеризовав
в этом аспекте разные фазы этногенеза изучаемого этноса, мы получим данные
для построения кривой пассионарного напряжения с допустимым приближением, а

Страницы: «« « 102   103   104   105   106   107   108   109   110  111   112   113   114   115   116   117   118   119   120  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Гумилев Л.Н., Исторические труды