Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Гумилев Л.Н. - Исторические труды

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 776
Размер файла: 4526 Кб
Страницы: «« « 202   203   204   205   206   207   208   209   210  211   212   213   214   215   216   217   218   219   220  » »»

               Скиталась без крова и ночью одной,
               Восторг и отчаянье были со мной.
               Превратность царит на земле искони,
               Примеры ты встретишь, куда ни взгляни,
               И песня, что пелась в былые года,
               Изгнанника сердце тревожит всегда.

Здесь течение времени рассматривается как колебательное движение, а
определенные временные отрезки выделяются в зависимости от насыщенности
событиями. При этом создаются большие дискретные "участки" времени. Китайцы
называли все это одним легким словом ~ "превратность". Каждая
"превратность" происходит в тот или иной момент исторического времени и,
начавшись, неизбежно кончается, сменяясь другой "превратностью". Такое
ощущение дискретности (прерывности) времени помогает фиксировать и понимать
ход исторических событий, их взаимосвязь и последовательность.

Но, говоря о прерывистом времени, времени линейном или циклическом, надо
помнить, что речь вдет лишь о созданных человеком системах отсчета. Единое
абсолютное время, исчисляемое нами, остается реальностью, не превращаясь в
математическую абстракцию, и отражает историческую (природную)
действительность.

Так, прерывистое время равно применимо и к человеческой истории, и к
истории природы. Хорошо описанная историческая геология оперирует эрами и
периодами, в каждый из которых биосфера Земли имела особый характер. Это
или "влажный" карбон с обилием крупных амфибий (земноводных), или "сухой"
пермский период с крупными рептилиями (пресмыкающимися), обитавшими вблизи
водоемов. В трех периодах мезозойской эры: триасе, юре и меле - каждый раз
возникала новая флора и новая фауна. Ледниковый период вновь изменил
животный и растительный мир Земли. До этого периода в Африке обитали
австралопитеки, отдаленно напоминавшие современного человека. После
ледникового периода появились неандертальские люди с огромной головой и
сильным коренастым туловищем. При неизвестных нам обстоятельствах
неандертальцы исчезли и сменились людьми современного типа - людьми
разумными. В Палестине сохранились материальные следы столкновения двух
видов людей: разумных и неандертальских. В пещерах Схул и Табун на горе
Кармель обнаружены останки помесей двух видов. Трудно представить условия
появления этого гибрида, особенно если учитывать, что неандертальцы были
каннибалами. В любом случае новый, смешанный вид оказался нежизнеспособным.

Итак, неандертальцы исчезли, и в наше время Земля заселена людьми хотя и
пяти разных рас, но принадлежащими к одному биологическому виду.
Следовательно, мы вправе считать, что прямой преемственности между
неандертальцами и современными людьми нет. Но точно так же нет ее и между
кроманьонскими охотниками на мамонтов и древними кельтами, между римлянами
и румынами, между хуннами и мадьярами.

В истории этносов (народов), как и в истории видов, мы сталкиваемся с тем,
что время от времени на определенных участках Земли идет абсолютная ломка,
когда старые этносы исчезают и появляются новые. Древности принадлежат
филистимляне и халдеи, македоняне и этруски. Их сейчас нет, но когда-то не
было англичан и французов, шведов и испанцев. Итак, этническая история
состоит из "начал" и "концов".

Но откуда же и почему возникают эти новые общности, вдруг начинающие
отделять себя от соседей: "Э, нет, знаем мы вас: вы - немцы, а мы -
французы!"? Понятно, что любой этнос имеет предка, даже не одного, а
нескольких. Например, для русских предками были и древние русичи, и выходцы
из Литвы и Орды, и местные финно-угорские племена. Однако установление
предка не исчерпывает проблемы образования нового этноса. Предки есть
всегда, а этносы образуются достаточно редко и во времени, и в
пространстве. Казалось бы, на поставленный вопрос нет ответа, но вспомним,
что точно так же сто лет назад не было ответа на вопрос о происхождении
видов.

В прошлом веке, в эпоху бурного развития теории эволюции, как до, так и
после Дарвина, считалось, что отдельные расы и этносы образуются вследствие
борьбы за существование. Сегодня эта теория мало кого устраивает, так как
множество фактов говорит в пользу иной концепции - теории мутагенеза. В
соответствии с ней каждый новый вид возникает как следствие мутации -
внезапного изменения генофонда живых существ, наступающего под действием
внешних условий в определенном месте и в определенное время. Конечно,
наличие мутаций не отменяет внутривидового процесса эволюции: если
появившиеся признаки повышают жизнеспособность вида, они воспроизводятся и
закрепляются в потомстве на достаточно долгое время. Если это не так -
носители их вымирают через несколько поколений.Теория мутагенеза хорошо
согласовывается с известными фактами этнической истории. Вспомним уже
упоминавшийся пример миграций в I-II вв. н.э. Мощное движение новых этносов
имело место сравнительно недолго и только в узкой полосе от южной Швеции до
Абиссинии. Но ведь именно это движение погубило Рим и изменило этническую
карту всего европейского Средиземноморья.

Следовательно, начало этногенеза мы также можем гипотетически связать с
механизмом мутации, в результате которой возникает этнический "толчок",
ведущий затем к образованию новых этносов. Процесс этногенеза связан с
вполне определенным генетическим признаком. Здесь мы вводим в употребление
новый параметр этнической истории - пассионарность. Пассионарность - это
признак, возникающий вследствие мутации (пассионарного толчка) и образующий
внутри популяции некоторое количество людей, обладающих повышенной тягой к
действию. Мы назовем таких людей пассионариями.

Схема 1. Изменение уровня пассионарного напряжения суперэтнической системы

Рk - уровень пассионарного напряжения системы. Качественные характеристики
этого уровня ("жертвенность" и т.д.) следует рассматривать как некую
усредненную "оценку" представителей этноса. Одновременно в составе этноса
есть люди, обладающие и другими отмеченными на рисунке характеристиками, но
господствует один тип людей;

i - индекс уровня пассионарного напряжения системы, соответствующего

Страницы: «« « 202   203   204   205   206   207   208   209   210  211   212   213   214   215   216   217   218   219   220  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Гумилев Л.Н., Исторические труды