Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Гумилев Л.Н. - Исторические труды

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 776
Размер файла: 4526 Кб
Страницы: «« « 203   204   205   206   207   208   209   210   211  212   213   214   215   216   217   218   219   220   221  » »»

определенному императиву поведения, i - 2, -1,... 6. при I - 0 уровень
пассионарного напряжения системы соответствует гомеостазу;

k - количество субэтносов, составляющих систему на определенном уровне
пассионарного напряжения; k - n + 1, n + 2, ... n + 21, где n -
первоначальное количество субэтносов в системе.

Примечание: Данная кривая - обобщение сорока индивидуальных кривых
этногенеза, построенных нами для различных этносов. Пунктиром обозначено
падение пассионарности ниже уровня гомеостаза, наступающее вследствие
этнического смещения (внешней агрессии).

Пассионарии стремятся изменить окружающее и способны на это. Это они
организуют далекие походы, из которых возвращаются немногие. Это они
борются за покорение народов, окружающих их собственный этнос, или,
наоборот, сражаются против захватчиков. Для такой деятельности требуется
повышенная способность к напряжениям, а любые усилия живого организма
связаны с затратами некоего вида энергии. Такой вид энергии был открыт и
описан нашим великим соотечественником академиком В.И.Вернадским и назван
им биохимической энергией живого вещества биосферы.

Механизм связи между пассионарностью и поведением очень прост. Обычно у
людей, как у живых организмов, энергии столько, сколько необходимо для
поддержания жизни. Если же организм человека способен "вобрать" энергии из
окружающей среды больше, чем необходимо, то человек формирует отношения с
другими людьми и связи, которые позволяют применить эту энергию в любом из
выбранных направлений. Возможно и создание новой религиозной системы или
научной теории, и строительство пирамиды или Эйфелевой башни и т.д. При
этом пассионарии выступают не только как непосредственные исполнители, но и
как организаторы. Вкладывая свою избыточную энергию в организацию и
управление соплеменниками на всех уровнях социальной иерархии, они, хотя и
с трудом, вырабатывают новые стереотипы поведения, навязывают их всем
остальным и создают таким образом новую этническую систему, новый этнос,
видимый для истории.

Но уровень пассионарности в этносе не остается неизменным (см. рисунок).
Этнос, возникнув, проходит ряд закономерных фаз развития, которые можно
уподобить различным возрастам человека. Первая фаза - фаза пассионарного
подъема этноса, вызванная пассионарным толчком. Важно заметить, что старые
этносы, на базе которых возникает новый, соединяются как сложная система.
Из подчас непохожих субэтнических групп создается спаянная пассионарной
энергией целостность, которая, расширяясь, подчиняет территориально близкие
народы. Так возникает этнос. Группа этносов в одном регионе создает
суперэтнос (так, Византия - суперэтнос, возникший в результате толчка в I
в. н.э., состоял из греков, египтян, сирийцев, грузин, армян, славян и
просуществовал до XV в.). Продолжительность жизни этноса, как правило,
одинакова и составляет от момента толчка до полного разрушения около 1500
лет, за исключением тех случаев, когда агрессия иноплеменников нарушает
нормальный ход этногенеза.

Наибольший подъем пассионарности - акматическая фаза этногенеза - вызывает
стремление людей не создавать целостности, а, напротив, "быть самими
собой": не подчиняться общим установлениям, считаться лишь с собственной
природой. Обычно в истории эта фаза сопровождается таким внутренним
соперничеством и резней, что ход этногенеза на время тормозится.

Постепенно вследствие резни пассионарный заряд этноса сокращается; ибо люди
физически истребляют друг друга. Начинаются гражданские войны, и такую фазу
мы назовем фазой надлома. Как правило, она сопровождается огромным
рассеиванием энергии, кристаллизуются в памятниках культуры и искусства. Но
высший расцвет культуры соответствует спаду пассионарности, а не ее
подъему. Кончается эта фаза обычно кровопролитием; система выбрасывает из
себя излишнюю пассионарность, и в обществе восстанавливается видимое
равновесие.

Этнос начинает жить "по инерции", благодаря приобретенным ценностям. Эту
фазу мы назовем инерционной. Вновь идет взаимное подчинение людей друг
другу, происходит образование больших государств, создание и накопление
материальных благ.

Постепенно пассионарность иссякает. Когда энергии в системе становится
мало, ведущее положение в обществе занимают субпассионарии - люди с
пониженной пассионарностью. Они стремятся уничтожить не только беспокойных
пассионариев, но и трудолюбивых гармоничных людей. Наступает фаза
обскурации, при которой процессы распада в этносоциальной системе
становятся необратимыми. Везде господствуют люди вялые и эгоистичные,
руководствующиеся потребительской психологией. А после того как
субпассионарии проедят и пропьют все ценное, сохранившееся от героических
времен, наступает последняя фаза этногенеза - мемориальная, когда этнос
сохраняет лишь память о своей исторической традиции. Затем исчезает и
память: приходит время равновесия с природой (гомеостаза), когда люди живут
в гармонии с родным ландшафтом и предпочитают великим замыслам
обывательский покой. Пассионарности людей в этой фазе хватает лишь на то,
чтобы поддерживать налаженное предками хозяйство.

Новый цикл развития может быть вызван лишь очередным пассионарным толчком,
при котором возникает новая пассионарная популяция. Но она отнюдь не
реконструирует старый этнос, а создает новый, давая начало очередному витку
этногенеза - процесса, благодаря которому Человечество не исчезает с лица
Земли.

Часть первая. КИЕВСКАЯ ДЕРЖАВА

1. Славяне и их соседи

ДВЕ ЕВРОПЫ

Попробуем посмотреть с точки зрения сказанного выше на этническую историю
нашей страны. В те века, когда начиналась история нашей Родины и ее
народов, человечество населяло Землю крайне неравномерно. При этом одни

Страницы: «« « 203   204   205   206   207   208   209   210   211  212   213   214   215   216   217   218   219   220   221  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Гумилев Л.Н., Исторические труды