Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Гумилев Л.Н. - Исторические труды

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 776
Размер файла: 4526 Кб
Страницы: «« « 208   209   210   211   212   213   214   215   216  217   218   219   220   221   222   223   224   225   226  » »»

степи Монголии, леса Маньчжурии и оазисы Согдианы. Борьба Тан за имперскую
власть над Азией началась победой над тюрками в середине VII в.

Представитель разбитой тюркской династии убежал к хазарам. Хазары приняли
его и... сделали своим ханом. Хан-тюрк их очень устраивал. Он кочевал со
своей ставкой в низовьях Волги, между нынешними Волгоградом и Астраханью,
весной откочевывал на Терек, лето проводил между Тереком, Кубанью и Доном,
а с приходом холодов возвращался на Волгу. Хазарам не приходилось содержать
своего хана. Он не требовал с них налогов, кормясь собственным кочевым
хозяйством. Хан и пришедшая с ним военная знать, удовлетворяясь дарами
подданных, не вводили системы поборов и не занимались торговлей. Тюркские
ханы и беки, возглавив хазар, ставших к тому времени совсем
невоинственными, организовали их защиту от арабов. Те наступали из
Азербайджана через Дербент на Терек и Волгу. Тюрки - народ воинов -
защищали хазар от врагов и совместно с ними образовали в Прикаспии
небольшое государство.

И вот это тюркско-хазарское государство испытало внедрение иного народа с
иными традициями и культурой.

ПРИШЕЛЬЦЫ С ЮГА

Изучая историю различных народов, мы постоянно сталкиваемся с
повторяющимися явлениями огромного значения - миграциями населения.
Миграции сильно разнятся. Случается, что народ переселяется на чужую
территорию и хорошо к ней приспосабливается. Именно так распространялись
славяне с верховьев Вислы до берегов Балтийского, Адриатического и
Эгейского морей. Они сумели обосноваться везде: это был молодой, сильный и
очень активный народ. Другие народы, переселившиеся в районы с непривычным

и для них климатом и природными условиями, исчезли. Они или вымерли, или
смешались с местным населением. Так в южной Франции, в Испании, Северной
Африке закончились исторические судьбы вандалов, свевов, готов.

Была и еще одна форма миграции: группа купцов или отряд завоевателей
создавали свою колонию на чужой территории. Так англичане колонизировали
Индию. Они зарабатывали там деньги, отнюдь не становясь индусами, а потом
возвращались в Англию. И французы в своих африканских колониях не
превращались в негров. Поработав и послужив в Африке, они возвращались в
Париж.

Для хазар колонизаторами стали представители персидской и византийской
ветвей еврейского народа.

В Иране евреи появились во II в., после поражения, нанесенного им римлянами
в иудейских войнах. Персы охотно приняли евреев как врагов Рима и расселили
их по ряду городов. Так образовались еврейские колонии в городах Исфахане и
Ширазе, а также в Армении и Азербайджане.

Но в V в. в Персии произошли события драматические и для персов, и для
пришлых народов. При шахе Каваде его визирь Маздак возглавил движение,
которое по его имени называется маздакитским. Маздак был находчивый политик
и во время очередного голода в стране выдвинул простую программу борьбы с
кризисом. Суть ее состояла в следующем. В мире существует добро и зло.
Добро - это Разум, а зло - неразумие, инстинкты. Представляется неразумным
существование богатых и бедных, когда одни имеют гаремы, много хороших
лошадей и дорогого оружия, проводят время в пирах и на охоте, а другие
голодают. Поэтому будет справедливо казнить тех, у кого много имущества, а
их добро и гаремы раздать бедным.

Маздак начал осуществлять эту программу, но бедных было много, и всем добра
богатых не досталось. Досталось только сторонникам Маздака - маздакитам.
Персы согласились бы отдать за собственную жизнь и земли, и оружие, и
коней, но им было жаль своих жен. Они выражали недовольство - в ответ
следовали казни. Сам шах был арестован маздакитами. Но он бежал к
степнякам-эфталитам и вернулся с их войском. Его сын, энергичный Хосров,
мобилизовал степняков-саков. Поднялись все, недовольные маздакитами,
поднялись многочисленные дети казненных. В 529 г. Хосров взял власть в свои
руки, повесил Маздака и расправился с его сторонниками. Их живьем
закапывали в землю вертикально и при этом вниз головой.

Казалось бы, какое это имеет отношение к евреям? А самое прямое. Евреи
принимали активное участие в этих событиях. Одни были сторонниками шаха
Хосрова, другие - маздакитами. После победы Хосрова уцелевшие маздакиты,
персы и евреи, бежали в Азербайджан. Спасшиеся евреи поселились к северу от
Дербента на широкой равнине между Тереком и Судаком. Тем временем в
Византии освоились евреи, бывшие противниками маздакитов и бежавшие из
Ирана в период торжества Маздака. Они были приняты греками, хотя и без
всякого энтузиазма. Так создались две ветви евреев, о которых мы уже
упомянули.

Евреи, оказавшиеся на Кавказе, начисто забыли и свою древнюю грамоту, и
традиции иудаизма, и его обряды. Забыв все, они сохранили память лишь о
запрете на работу в субботний день. Они пасли скот, возделывали землю и
дружили с хазарами - своими северными соседями. Восстановил иудаизм среди
своих соплеменников один из вождей по имени Булан (по-тюркски "лось"). В
730 г. он принял имя Сабриэль и пригласил иудеев - учителей религиозного
закона.

Между тем Византия вела отчаянную борьбу с арабами. Евреи, нашедшие в
Византии спасение, должны были бы помогать византийцам. Но помогали они
довольно странно. Договариваясь тайно с арабами, евреи открывали по ночам
ворота городов и впускали арабских воинов. Те вырезали мужчин, а женщин и
детей продавали в рабство. Евреи же, дешево скупая невольников,
перепродавали их с немалой выгодой для себя. Это не могло нравиться грекам.
Но решив не приобретать себе новых врагов, они ограничились тем, что
предложили евреям уехать. Так в землях хазар появилась и вторая группа
евреев - византийская.

Страна к северу от Терека понравилась переселенцам. Луга, покрытые зеленой

Страницы: «« « 208   209   210   211   212   213   214   215   216  217   218   219   220   221   222   223   224   225   226  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Гумилев Л.Н., Исторические труды