Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Гумилев Л.Н. - Исторические труды

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 776
Размер файла: 4526 Кб
Страницы: «« « 215   216   217   218   219   220   221   222   223  224   225   226   227   228   229   230   231   232   233  » »»

В окружении Ярополка оказались изменники. Очевидно, он не всех устраивал.
Воевода Блуд ложными советами поставил князя в очень трудное положение:
Владимир блокировал его в крепости Родне. Среди осажденных начался голод.
Тот же Блуд посоветовал Ярополку выйти из крепости и договориться с братом
о мире. Встрече порешили быть в шатре между крепостным рвом и палатками
осаждавших. Когда Ярополк вошел в шатер, два прятавшихся там варяга
пронзили его мечами. Так языческая партия одержала полную победу.

Однако Владимир, человек неглупый, хотя жестокий и беспринципный, увидел,
что культ Перуна непопулярен на юге. Пассионарная (наиболее энергичная)
часть киевлян уже крестилась. Владимир, естественно, следил за
общественными настроениями в столице, так как не мог с ними не считаться,
особенно после того, как расстался со своей варяжской дружиной, не желая
платить варягам заработанные ими в походе деньги. Не без помощи киевлян
варягов собрали на берегу Днепра, якобы для того, чтобы выплатить
жалованье. Потом посадили в лодки без весел, оттолкнули от берега и
сказали: "Плывите по реке вниз, в Царьград, там заработаете много денег, а
к нам не возвращайтесь". Но одновременно Владимир послал гонцов в
Константинополь. Они предупредили греков, чтобы те не доверяли варягам, ибо
их бог Перун не только "злой", но и лживый. Владимир посоветовал грекам
принять варягов, но разделить их и разослать по несколько человек в разные
гарнизоны, чтобы в окружении местных воинов варяги были безопасны.

ПОСЛЕДСТВИЯ ЛЖИ

Во внешнеполитической деятельности Владимира в 80-х годах Х в. сочетались
успехи и неудачи.

На северо-востоке с Русью соседствовало сильное Булгарское царство,
принявшее одну из мировых религий - ислам. Волжская Булгария
непосредственно граничила с двумя городами-княжествами: Муромом и Суздалем.
В непрекращающихся пограничных конфликтах брали верх то булгары, захватывая
Муром, то славяне, занимая булгарские становища. В результате постоянной
борьбы на границах население Волжской Булгарии (являющееся одним из предков
современных казанских татар) было смешанным. Нападавшие на русские селения
булгары убивали мужчин и захватывали в плен женщин и детей. Детей
мусульмане продавали в рабство, а женщин делали своими наложницами. От
смешанных браков рождались Мурады и Фатьмы. Но потом на булгарские селения
нападали суздальцы и муромцы. Захваченных детей они делали своими
работниками, а пленных булгарок брали в жены. На свет появлялись Всеславы
да Любавы. Таким образом, различие между двумя этносами было не
антропологическим, не расовым и даже не экономическим, ибо хозяйственные
системы в Волжской Булгарии и Северо-Восточной Руси были очень похожи. Эти
отличия были религиозными. Но религиозный мусульманский фанатизм в Волжской
Булгарии еще не восторжествовал, и вера служила лишь индикатором отличий
волжских булгар от славян.

Попытка Киева присоединить Великий Булгар, стоявший на берегу Волги
(недалеко от нынешней Казани), была безуспешной. Отмечая неудачный поход
Владимира и Добрыни (985), летописец скупо заметил, что с тех, кто носит
сапоги, дани не получить, а надобно искать лапотников. Итак, на этом
направлении деятельность Владимира успеха не имела.

Зато ему удалась другая операция. Лишь в сочинении Иоанна Мниха есть
упоминание о захвате Тьмутаракани, где еще находились остатки иудео-хазар.
Но и в этом сочинении только одна фраза говорит о походе, во время которого
русские войска совершенно свободно прошли из Киева через Северный Кавказ
вдоль Терека до Каспийского моря (986). Тьмутаракань стала одним из русских
городов и досталась в удел сыну Владимира Мстиславу.

Мстислав был посажен на княжеский стол Тьмутаракани шести лет от роду.
Таким образом, здесь, как и в случае с Ярополком, Владимиром и Олегом,
княжеское имя использовалось летописцами не как имя реального вершителя
судеб, а лишь как вывеска, символ, обозначавший существование группировки
политических сил.

Любопытно, что то же самое в отношении франкских королей отмечает
французский историк Огюстен Тьерри в своих очерках о раннем средневековье.
Когда западная часть распадавшейся империи Карла Великого (то есть нынешняя
Франция) вышла сражаться за Карла Лысого, французы понятия не имели о том,
кто это такой. Но они сражались, и очень храбро, за те принципы, которые
формулировались под общим лозунгом служения Карлу Лысому. Точно так же
немцы, сражавшиеся за собственные интересы, считали, что бьются за Людовика
Немецкого.

Но вернемся к Владимиру, а именно к его корсунской операции, имевшей
серьезные последствия.

В конце Х в. Болгария, наполовину захваченная Византией, испытывала могучий
интеллектуальный подъем. Причем, не меняя официально православного
вероисповедания, принятого в 865 г., болгары сильно отошли от Византии по
мировоззрению. Нашелся поп Богумил, который изложил Священную историю
следующим образом: одновременно с Богом существовал падший ангел Сатанаил.
Он пребывал у Мирового океана и горько плакал. Творец пожалел его и создал
по желанию Сатанаила сушу. А Сатанаил сделал людей, но не смог их
одухотворить. Он снова обратился к Богу и, обещая полное послушание,
попросил оживить его творения. Тогда Бог вдохнул в людей душу. Но Сатанаил
обманул Бога, ибо создал Каина, устроил первое убийство и начал всячески
пакостить Всевышнему. Причем свирепствовал он, используя людей,
одухотворенных Богом, но сбитых с пути им, Сатанаилом. Бог послал против
Сатанаила ангелов, которые скрутили того и отняли у его имени суффикс "ил",
в котором была заключена мистическая сила. Лишенного силы, уже Сатану, а не
Сатанаила, ангелы загнали под землю.

Все духовное Богумил считал божественным и добрым, а все материальное -
сатанинским и злым. Служить Богу нужно было, отрицая все злое, то есть
материальное. А означало это на деле - отрицать города, храмы, живопись
(иконы), отрицать весь христианский обряд. Ведь в христианстве считается,
что мир создан Богом и потому - благ.


Страницы: «« « 215   216   217   218   219   220   221   222   223  224   225   226   227   228   229   230   231   232   233  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Гумилев Л.Н., Исторические труды