Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Гумилев Л.Н. - Исторические труды

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 776
Размер файла: 4526 Кб
Страницы: «« « 221   222   223   224   225   226   227   228   229  230   231   232   233   234   235   236   237   238   239  » »»

                    С закинутой навзничь главою.

Ярославичи потерпели поражение. Изяслав бежал в Киев, где киевляне
потребовали у него оружие и коней, чтобы вновь сразиться с половцами. Но
князь не решился дать народу оружие: западник Изяслав хорошо знал свою
непопулярность. Киев возмутился, и великий князь, забрав сына Мстислава,
бежал в Польшу. Его дальнейшие странствия сами по себе очень интересны, но
сейчас для нас важны исход половецкого нашествия и события в Киеве.

1 ноября того же 1068 г. черниговский князь Святослав Ярославич, имея всего
3 тысячи русских ратников, наголову разбил 12 тысяч половцев в битве на
реке Снови. Оказалось, что половцы удачливы в коротких набегах и стычках
конных отрядов, но борьба с русскими городами и русской пехотой им была не
под силу. Поэтому опасности для существования Руси половцы не представляли.

По странной иронии судьбы, половцы оказались спасителями Византии, так как
она, теснимая печенегами и в Европе, и в Азии, призвала куманов-половцев на
помощь. Ханы Боняк и Шарукан привели на Балканский полуостров конные рати
куманов. К 1091 г. с печенегами на Балканах было покончено. Прижатые
половцами и византийцами к морю у мыса Лебурн, печенеги были частью
уничтожены, частью захвачены в плен. Союзники по-разному распорядились
судьбой пленников. Греки своих перебили, а половцы присоединили к
собственному войску. Из остатков печенегов сложился доныне существующий
народ - гагаузы.

ВСЕСЛАВ ПОЛОЦКИЙ И ЯРОСЛАВИЧИ

В годы, полные войн с половцами и княжеских усобиц, проявил себя Всеслав,
князь Полоцкий, внук Изяслава Владимировича, сына Владимира Крестителя.
Судьба и деятельность Всеслава Полоцкого необычайно интересны.

Полоцк сохранил память о разгроме города Владимиром в 980 г., когда будущий
великий князь убил князя Рогволода и его сыновей и надругался над дочерью
Рогволода Рогнедой. По расправе с княжеской семьей можно представить, как
вели себя новгородцы и наемные варяги в захваченном городе. Когда же на
княжеском столе Полоцка оказался потомок Рогнеды Всеслав, полочане активно
поддержали своего князя в войне с Псковом, а затем и с Новгородом.

Всеслав захватил и ограбил в 1067 г. Новгород, но вскоре был разбит
Ярославичами в бою на реке Немиге. Полагаясь на "крестное целование", князь
встретился с победителями и... был схвачен и посажен в Киеве в поруб -
уходящий в землю сруб без окон и дверей, куда узника опускали сверху на
веревках и таким же образом подавали ему пищу; заключение в порубе
считалось очень суровым. Но просидел Всеслав в порубе недолго. Как только
выяснилось, что Изяслав, проиграв битву с половцами на Альте, отказывает
киевлянам в оружии и конях, город, как мы уже знаем, восстал. Горожане
разнесли поруб и провозгласили освобожденного Всеслава князем Киева, на что
правнук Владимира имел, по их мнению, все права.

Тем временем Изяслав с сыном Мстиславом получили поддержку польского
короля. В 1069 г. польское войско с Мстиславом Изяславичем во главе
двинулось к Киеву. Всеслав, не имевший большой дружины, даже не пытался
бороться с регулярными войсками поляков. Он бросил Киев и бежал в родной
Полоцк. В Киев вошел Мстислав и учинил жестокую расправу с населением
города. Казни и пытки вынудили киевлян обратиться к двум другим Ярославичам
с просьбой о защите.

Святослав и Всеволод потребовали от Мстислава прекратить кровопролитие в
Киеве. Казни прекратились, а от польского войска киявляне избавились
средством, испытанным еще при Святополке Окаянном: массовыми убийствами
размещенных на постой польских ратников. Поляки вернулись на родину, а в
Киеве вокняжился Изяслав. Но в 1083 г. непопулярный князь был вновь изгнан
киевлянами, выступившими на сей раз в союзе с братьями Изяслава Святославом
и Всеволодом. Изяслав опять бежал на Запад. В Польше князя-беглеца
ограбили, и только заступничество папы вернуло ему княжеские драгоценности.

Между тем в Киеве воссел на престол второй сын Ярослава Мудрого - князь
черниговский Святослав, которого полностью поддерживал третий Ярославич -
Всеволод. Святослав, человек умный и волевой, был прекрасным полководцем.
При этом он стремился к контактам с обосновавшимися в южнорусских степях
половцами и совсем не тяготел к Западу. Его позицию можно назвать
"националистической". К сожалению, узкие националисты всегда рискуют
остаться без поддержки со стороны. Так и Святославу не удалось ни
установить настоящего мира с половцами, ни восстановить отношения с
Византией.

Тем временем внутри страны часть населения вернулась к язычеству. Славяне,
как и их соседи тюрки и угро-финны, верили в существование упырей, то есть
духов покойников, и духов природы: лесных, водяных, а также домовых. Такие
взгляды религией называть неправильно. Это, скорее, "природоведение",
соответствовавшее уровню знаний того времени.

Вместе взятые, суеверия представляли собой какое-то подобие мировоззрения,
но считать их настоящим религиозным культом нельзя, как нельзя
отождествлять домового с Богом-Создателем. Интересно, что эти языческие
верования прекрасно уживались и продолжают уживаться и с христианством, и с
исламом, а в наше время - и с "научным" атеизмом. Сначала это явление
называли двоеверием, затем стали говорить о суеверии, но название не меняет
сути.

Вспышка языческого фанатизма отмечена летописью в 1071 г. В Ростовской
земле объявились волхвы, которые в пору неурожая успешно находили
"виновных" в голоде. Жертвами волхвов обычно становились женщины, очевидно,
зажиточные крестьянки. Доставая у несчастных из-за спины зерно, волхвы
убеждали волнующийся народ, что "бабы прячут жито". Женщины погибали, а
движение волхвов, фанатиков-изуверов, захватывало все новые области.

На Белоозере воинствующие язычники столкнулись с Яном, воеводой Святослава.
Ян, сын воеводы Вышаты, так неудачно ходившего на Царьград в 1043 г., был
человек бесстрашный и, на беду волхвов, беспощадный. Разогнав с немногими

Страницы: «« « 221   222   223   224   225   226   227   228   229  230   231   232   233   234   235   236   237   238   239  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Гумилев Л.Н., Исторические труды