Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Гумилев Л.Н. - Исторические труды

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 776
Размер файла: 4526 Кб
Страницы: «« « 228   229   230   231   232   233   234   235   236  237   238   239   240   241   242   243   244   245   246  » »»

прародителями монголы считали Борте-Чино (Серого Волка) и Алан-Гоа
(Пятнистую Лань). К XI-XII вв. в лесостепных урочищах к северу от реки Онон
обитали несколько монгольских родов, в состав которых вошли окрестные
аборигены.

По рекам Селенге и Толе в центральной части Монголии кочевал народ кераиты.
Кераиты управлялись ханами - уважаемыми людьми, которые получали
соответствующие должности в зависимости от своей популярности в народе.
Жили кераиты не семейными общинами из двух-трех юрт - аилами, а куренями,
когда множество юрт ставилось вместе, окружалось телегами и охранялось
воинами, ибо кераиты боялись нападения. Они, в отличие от соседних народов,
в 1009 г. приняли христианство несторианского толка и с тех пор стали очень
набожным народом.

К западу от кочевий кераитов, в предгорьях Алтая, обитал народ найманы
(монгольское слово "найма" значит "восемь" - именно столько родов имелось в
их племени). Найманы были потомками киданей, вытесненных чжурчженями
(маньчжурами) с прежних становищ. Берега Байкала, к востоку от нынешних
Иркутска и Верхнеудинска, занимало храброе и воинственное племя меркитов, а
в Саяно-Алтае расселились племена ойратов. Все племена Великой степи часто
враждовали между собой, но конфликты носили характер пограничных стычек.

Жизнь кочевников была обеспеченной, но трудной, а главное -
бесперспективной. Все высшие должности можно было занять только по праву
рождения, которое определялось очень сложно, и случалось так, что
двухлетний ребенок получал право стать ханом и иметь звание нойона (князя),
а мудрый старец или могучий богатырь такой возможности не имел. Но так бы и
жили степняки привычной жизнью, проводя ее среди родной природы в
повседневных трудах и стычках с соседями, если бы прошедший по широте
Байкала пассионарный толчок XI в. не вызвал вспышку этногенеза двух
враждовавших народов - монголов и чжурчженей.

Среди степняков уже к концу XI в. стало заметно появление людей с
нетрадиционным поведением. Храбрые молодые люди, способные к активной
деятельности и стремившиеся получить награду за свои подвиги в походах и
войнах, оказывались обделены теми, кто был выше по происхождению, но
значительно уступал им по способностям. И вот эти люди с новыми взглядами
уходили из своих куреней в леса и горы. Жили они или охотой, или кражей
овец и лошадей у своих соседей. Соседи, конечно, устраивали облавы и
истребляли нарушителей традиций, но число людей, покидавших свои становища,
все увеличивалось, и назывались они - "люди длинной воли".

Параллельно монгольскому шел и чжурчженьский пассионарный подъем, приведший
к покорению маньчжурами царства киданей в Северном Китае.

Надо сказать, что монголы и маньчжуры традиционно враждовали, что
проявлялось в форме набегов, открытых столкновений и т.д. Но с ростом
энергетических потенциалов этих народов характер противостояния изменился.
Известно следующее легендарное обоснование ужесточения монголо-маньчжурской
вражды: якобы какой-то гадатель предсказал чжурченьскому Богдо-хану,
императору Северного Китая, что его народ погубят именно кочевники-монголы.
Император решил предупредить усиление монголов и стал ежегодно посылать на
их становища военные отряды, которые истребляли мужчин, хватали женщин и
детей, приводили их в Китай и продавали в рабство. Китайцы покупали
пленников для работы на плантациях. Некоторым монголам удавалось бежать.
Естественно, что они помнили нанесенные им обиды, и "мщение проникло в их
мозг и кровь".

Когда постоянные набеги маньчжуров приняли устрашающий характер, монголы
осознали необходимость объединения. Их племена организовались и избрали
хана. Первый монгольский хан, проявивший себя как значительный государь,
носил имя Хабул. Хабул-хан правил в 30--40-х годах XII в. и сумел
остановить натиск маньчжуров. В то время, когда китайцы, потерпев
сокрушительное поражение от чжурчженей, были вынуждены уступить им большие
территории, монголы разбили чжурчженей и заставили их оттянуть войска от
монгольских рубежей. Однако вскоре после смерти Хабул-хана (1149) племенной
союз монголов распался, так как обыватели, составлявшие большинство, не
мыслили себя подчиненными "людям длинной воли" и оказывали им очень слабую
поддержку. Обыватели предпочитали по-прежнему кочевать: аилами на севере,
где было безопасно, и куренями на юге, где им угрожали татары и чжурчжени.

Маньчжурская империя, напротив, чрезвычайно усилилась в тот период.
Чжурчжени в борьбе со степняками пользовались хитрым и очень жестоким
способом борьбы - они выкрадывали талантливых монгольских вождей и
предавали мучительной смерти: приколачивали гвоздями к деревянному ослу и
выставляли под южное солнце. Человек умирал довольно быстро, но в ужасных
мучениях.

В эти же годы в племени кераитов продолжались разногласия. Законный
наследник по имени Тогрул был выдан врагами его отца меркитам. Отец
высвободил его, но Тогрула схватили татары. Он убежал от татар и взял
принадлежавшую ему власть, но оппозиция в орде кераитов была очень сильна,
потому что могущественные родственники молодого хана, опираясь на свои
курени, всячески мешали объединению. Тогрулу приходилось то и дело убегать
из своей страны. При этом найманы, жившие на самом западе Монголии,
вступили в союз с кераитской оппозицией и с маньчжурами.

Казалось, народы Великой степи никогда не смогут объединить свои силы для
защиты от врага. Будущее степняков представлялось самым мрачным.

ЮНОСТЬ ЧИНГИСА

В середине XII в. после гибели нескольких монгольских ханов оборону
монголов от чжурчженей и их союзников - татар - возглавил потомок
Хабул-хана Есугей-багатур ("багатур" значит "богатырь"). Человек храбрый и
решительный, Есугей-багатур был не ханом, а главой рода Борджигинов,
который обитал в районе к северу от современной российско-монгольской
границы, там, где сейчас расположен город Нерчинск.

Когда-то Есугей, будучи еще совсем молодым человеком, охотился в степи с

Страницы: «« « 228   229   230   231   232   233   234   235   236  237   238   239   240   241   242   243   244   245   246  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Гумилев Л.Н., Исторические труды