Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Гумилев Л.Н. - Исторические труды

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 776
Размер файла: 4526 Кб
Страницы: «« « 219   220   221   222   223   224   225   226   227  228   229   230   231   232   233   234   235   236   237  » »»

Тем временем поляки заняли Киев: на "золотой стол киевский" воссел
Святополк. Воины-иноземцы были размещены по домам киевлян и окрестным
деревням. И немедленно начались конфликты с местным населением. Буквально
за несколько ночей было вырезано множество поляков. Оказалось, что народ
может сделать гораздо больше, чем князь и дружина. Сила народная была
велика. Это прекрасно понял Болеслав и увел своих воинов в Польшу, оставив
в Киеве Святополка.

Ярослав с новгородцами, а точнее, новгородцы с Ярославом вновь двинулись на
Киев. Они столкнулись со Святополком, который, мало рассчитывая на киевлян
после истории с поляками, вновь призвал на помощь печенегов. Печенеги не
помогли, и Святополк, прозванный Окаянным, бежал на запад и вскоре умер,
якобы от угрызений совести за невинно убитых братьев Бориса и Глеба.
Ярослав стал главой почти всей Руси, за исключением левобережья Днепра и
далекой юго-восточной окраины - Тьмутаракани.

В этих событиях наше внимание привлекают два обстоятельства. Во-первых, в
настоящее время славяне - поляки и русские - практически не понимают друг
друга, особенно если говорят быстро. А тогда языки были настолько близки,
что брань, перелетавшая через реку, была понятна обеим сторонам. Идея
славянского единства уже была утрачена, но, как след былой славянской
общности VI-VIII вв., еще сохранялась языковая близость.

Второе важное обстоятельство мы видим в том, что Киев решительно высказал
свое негативное отношение к западничеству и тесным контактам с Западной
Европой. Дело в том, что хотя и существовали этнические различия населения
Новгорода и Полоцка, Ростова и Смоленска, Галича и Чернигова, но в целом
Древняя Русь по отношению к другим таким же большим группам этносов
(суперэтносам) была единой общностью. Такими группами были, к примеру,
жители католической Западной Европы или население мусульманских стран.

В XI в. Польша сблизилась с католическим Западом. Граница двух различных
культур пролегла по славянским народам. Сей факт важен для нас потому, что
на протяжении всей дальнейшей истории в Древней Руси, а впоследствии и в
России постоянно шла борьба двух политических течений: "западнического"
(проевропейского) и "почвеннического", выражавшегося в стремлении держаться
своих традиций. Проявлениями такого стремления были и сопротивление киевлян
оккупационным войскам Болеслава, и отрицательная реакция Киева на
западничество Святополка.

МУДРОСТЬ КОМПРОМИССА

А что происходило в Тьмутаракани, где мы оставили шестилетнего Мстислава
Владимировича? Как и всякий ребенок, он играл на морском берегу цветными
камешками, встретил ровесников и подружился с ними. Друзьями детства и
юности Мстислава были евреи, осевшие в Тьмутаракани после гибели Хазарии и
ставшие называться хазарами. Иудео-хазары крепко держали в своих руках всю
торговлю в северо-восточном Причерноморье.

Главным противником иудео-хазарской общины Тьмутаракани было черкесское
племя касогов. В 1033 г. военные силы тмутараканского князя и вождя касогов
Редеди встретились. Предводители дружин мудро решили избежать большого
кровопролития и определить победителя в личном поединке. Мстислав, ставший
к тому времени могучим воином, одолел Редедю и зарезал его на глазах
касожской дружины. Он был милостив с побежденными: отпустил взятых в плен и
выдал свою дочь за сына убитого им вождя касогов. Так у Мстислава
установились хорошие контакты с черкесами. После совершенно мирным путем он
поладил со степными осетинами - ясами. В результате дружина князя
пополнилась касожскими и ясскими удальцами.

Будучи правителем далекого от Киева южного города, Мстислав никогда не
забывал, что он сын великого русского князя Владимира. Мстислав собрал
степняков, ясов и касогов, призвал к себе племя северян, живших в Северской
земле к востоку от Чернигова, и в 1023 г., соединив эти силы с
иудео-хазарским войском Тьмутаракани, отправился искать "золотого стола
киевского".

Момент был избран удобный. Ярослав находился на севере своей державы:
сначала ему пришлось отбивать нападение полоцкого князя Брячислава на
Новгород, а после усмирять движение волхвов, возобновивших языческие
жертвоприношения людей.

Летопись утверждает, что Мстислав подошел к Киеву, но киевляне наотрез
отказались впустить в город тьмутараканскую дружину: еще была жива память в
"подвигах" полководца Песаха и о дани, собиравшейся с Руси иудео-хазарами.

Войска Мстислава столкнулись с варягами вернувшегося с севера Ярослава в
битве при Листвене (1024). Летописец рассказывает о грозе, бывшей в ночь
битвы. Воины сражались при свете молний. Варягам противостояло ополчение
северян - союзников Мстислава. В решающий момент, когда обе стороны уже
были измучены боем, Мстислав бросил на варяжское войско свою конницу,
состоявшую из ясов и касогов. Варяги смешались и бежали- победа осталась за
тьмутараканским князем.

Обходя утром поле сражения, Мстислав предельно откровенно выразил свои
чувства. Его фраза попала в летопись:

"Кто тому не рад? (Как не радоваться?) Вот лежит северянин, вот варяг, а
дружина своя цела". Понятно, что союзные Мстиславу северяне, ясы и касоги
были оскорблены. В результате князь-победитель остался с малой дружиной
иудео-хазар и просил побежденного Ярослава о мире. Итак, в Киеве снова
воссел Ярослав, а за Мстиславом остались далекие Тьмутаракань и Северская
земля (Чернигов). Братья стали княжить на Руси в мире и согласии.

Возникает вопрос: почему евреям удалось подчинить себе Хазарию и ее
тюркскую династию ханов Ашина и почему безуспешными оказались их попытки в
отношении Руси и князей Рюриковичей? Нам известна набожность Мстислава:
очевидно, князь не мог иметь некрещеную жену, и, таким образом, его
потомство не могло перейти в иудаизм.


Страницы: «« « 219   220   221   222   223   224   225   226   227  228   229   230   231   232   233   234   235   236   237  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Гумилев Л.Н., Исторические труды