Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Гумилев Л.Н. - Исторические труды

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 776
Размер файла: 4526 Кб
Страницы: «« « 226   227   228   229   230   231   232   233   234  235   236   237   238   239   240   241   242   243   244  » »»

под стенами столицы, он пытался бежать, но его конь увяз в болоте около
речки Лыбедь. Игоря схватили и заточили в поруб, где он сидел до тех пор,
пока третий брат - Святослав Ольгович - не собрал в Чернигове силы для
освобождения свергнутого Игоря, постригшегося в заключении в монахи. Но
ненависть киевлян, видевших в Игоре своего врага, была опасна и монаху.
Изяслав послал дружину вывести Игоря из поруба и отвести в храм Святой
Софии, где бы святость места охраняла его (собор пользовался правом
убежища). Но киевляне на соборной площади отбили его у стражников и
растоптали ногами, а труп бросили здесь же без погребения (1147).

Началась упорная война между Черниговским и Киевским княжествами. В это
время отделилась и стала фактически самостоятельной Ростово-Суздальская
земля, где правил сын Мономаха - Юрий Долгорукий, законный глава старшей
линии Мономашичей. Изяслав же, любезный киевлянам, относился к младшей
линии Мономашичей. Перечислять все бесконечные столкновения, пожалуй, не
имеет смысла. Достаточно отметить то, что Долгорукий умер от яда (1157).
Его сын Андрей Юрьевич Боголюбский (живший в селе Боголюбове, откуда и
прозвище) унаследовал Ростово-Суздальское княжество отца.

Как видим, дети Мономаха схлестнулись с его внуками не на жизнь, а на
смерть. Борьба ростово-суздальских князей Юрия Долгорукого и Андрея
Боголюбского с волынскими князьями: Изяславом Мстиславичем, Мстиславом и
Романом за киевский стол, конечно, была борьбой дядьев с племянниками, но
рассматривать ее как семейную ссору - неправильно. Действительно, в
соответствии с этикетом того времени, летописцы писали: "князь пошел",
"князь решил", "князь свершил" - независимо от того, было ли князю шесть
лет, тридцать три года или шел восьмой десяток. Очевидно, что так быть не
могло. Как уже говорилось, боролись между собой стоявшие за князьями
военно-политические группировки, выражавшие интересы тех или иных земель
распадавшегося Русского государства. Процесс этот, начало которому
исподволь положили решения Любечского съезда князей (1097), через 70 лет
стал необратимым, и Киевская держава к началу XIII в. разделилась на
несколько независимых государств.

Окончательно обособились Северо-Восточная Русь и юго-западные земли
(Волынь, Киевщина и Галиция). Самостоятельным государством стало
Черниговское княжество, где правили Ольговичи и Давидовичи. Выделились и
Смоленск, и Турово-Пинская земля. Обрел полную независимость Новгород. А
половцам, завоеванным и подчиненным, даже не пришлось нарушать своих
обязательств: они сохраняли автономию, на которую русские князья и не
думали покушаться.

Государственный распад Руси отражал происходивший распад этнической
системы: хотя во всех княжествах жили по-прежнему русские и все они
оставались православными, чувство этнического единства между ними
разрушалось.

Ярким примером утраты этнической комплиментарности стал поступок князя
Андрея Боголюбского. В 1169 г., захватив Киев, Андрей отдал город на
трехдневное разграбление своим ратникам. До того момента на Руси было
принято поступать подобным образом лишь с чужеземными городами. На русские
города ни при каких междоусобицах подобная практика никогда не
распространялась.

Приказ Андрея Боголюбского показывает, что для него и его дружины в 1169 г.
Киев был столь же чужим, как какой-нибудь немецкий или польский замок.
Следовательно, в конце XII в. Древняя Русь вступила в новую фазу этногенеза
- обскурацию. Пассионарность Руси неуклонно снижалась, и потому
разнообразие ландшафтов, традиций и вариаций поведения вело к торжеству
центробежных тенденций. В силу этого обстоятельства и оказалась Русь
разорванной на отдельные княжества и уделы, которым в этническом смысле
соответствовали различные этносы и субэтносы. Последние были крайне
разнообразны. Так, в Смоленской земле имелось около десятка уделов, то же
самое наблюдалось на территории Ростово-Суздальского и Черниговского
княжеств. В Галицкой земле даже сохранилась область, в которой правили не
Рюриковичи, а потомки древних славянских вождей - болоховские князья.

Языческие балтские и угро-финские племена: ятвяги, литва, жмудь, эсты,
мордва, черемисы, зыряне, заволоцкая чудь - по-прежнему оставались за
пределами Руси. Такой она и вступила в тринадцатое столетие - век своей
трагической гибели.

     ПРИМЕЧАНИЯ

[†1] Существуют и иные версии происхождение славян. Однако вносимые ими
коррективы не меняют общей картины нашего исследования.

[†2] Арианство - учение александрийского священника Ария (256-336), по
которому Бог-Сын (Христос) не равен Богу-Отцу. а лишь подобен ему. Это
учение было осуждено на соборе в Никее в 325 г.

[†3] Существуют различные гипотезы о происхождении русов, которых на разных
языках называли по-разному: рутены, росы, руги. Автор склонен видеть в них
племя древних германцев.

[†4] Шиизм - одно из двух основных направлений ислама. Шииты - приверженцы
зятя пророка Мухаммеда - Али - и его прямых потомков - Алидов.

[†5] Как известно, в 1066 г. герцог Нормандии Вильгельм Завоеватель разбил
короля Англии Харальда. В битве при Гастингсе Харальд погиб, Англия была
захвачена норманнами, а англосаксы подверглись столь жестокому угнетению
завоевателей, что стали покидать родину, охотно нанимаясь на военную службу
в Византию.

[†6] Николаиты - одна из многочисленных антисистемных сект средневековья,
следовавшая сатанинскому культу.


Часть вторая. В СОЮЗЕ С ОРДОЙ


Страницы: «« « 226   227   228   229   230   231   232   233   234  235   236   237   238   239   240   241   242   243   244  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Гумилев Л.Н., Исторические труды