Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Гумилев Л.Н. - Исторические труды

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 776
Размер файла: 4526 Кб
Страницы: «« « 450   451   452   453   454   455   456   457   458  459   460   461   462   463   464   465   466   467   468  » »»

развязанными руки у епископов, игуменов и князей, избавившихся от
потенциальных, но тем более страшных соперников.

Однако монгольское и немецкое вторжения в русские земли (1231-1242)
показали, что для защиты православия княжеских дружин и городских ополчений
маловато. Конечно, талантливые полководцы Александр Невский и Даниил
Галицкий несколько раз жестоко разбили католических рыцарей, но ведь надо
выигрывать не битвы, а войны. И тут на помощь Руси пришла историческая
судьба.

Несторианская партия в Восточной Азии потерпела окончательное поражение, и
члены ее не могли рассчитывать на милосердие разъяренного врага. Им надо
было спасаться! Но куда? За границей их ненавидели как монголов, в
буддийских и мусульманских областях - как христиан, в самой Монголии - как
мятежников. Спрятаться от ханского гнева можно было только среди
единоверцев внутри своего государства. Значит, на Руси им нужно было только
не говорить, что они не православные. Да их никто за язык и не тянул. И вот
начались выходы на Русь татарских богатырей, с детства научившихся стрелять
на полном скаку из тугого длинного лука и рубить легкой саблей наискосок,
от плеча до пояса [
Для князей и церкви такие специалисты военного дела были находкой. Их
принимали с распростертыми объятиями, женили на боярышнях и сразу же давали
назначения в войска. Татарину, приехавшему на Москву зимой, жаловали шубу,
а прибывшему летом - княжеский титул. Доверять им можно было спокойно. Путь
назад им был отрезан, особенно после 1312 г., когда Узбек ввел в Золотой
Орде ислам и казнил всех отказавшихся предать веру отцов. С народными
движениями у пришельцев не могло возникнуть никаких контактов. Запад был
для них стол же чужд, как в Азии - Китай.

А Золотая Орда?.. Она стала слабеть, ибо выпустила из своей орбиты лучших
бойцов и лояльных подданных. Узбек, приняв ислам, сделал ставку на
купеческий капитал и начал опираться на городское население поволжских
городов, за которым закрепилось название "татары". Степняки же на востоке
стали называться казахами, а на западе - ногаями. И те и другие самой силой
вещей оказались в оппозиции к центральному правительству, которое из
ханства стало заурядным мусульманским султанатом. Инерция былого величия
помогла энергичным правителям Узбеку и Джанибеку некоторое время
поддерживать порядок, но в 1357 г. Джанибек погиб от руки собственного сына
Бердибека, и началась "великая замятня", чехарда возводимых и тут же
убиваемых ханов, в результате которой фактическим главой Золотой Орды стал
темник Мамай, не принадлежавший к роду Чингисидов. Он возглавлял западные
улусы.

Мамай был умный политик. Он понимал, что без союзников и тыла твердое
положение создать невозможно. Чингисиды и их сторонники были его
естественными врагами, а православная церковь, возглавлявшая в XIV в.
русское общественное мнение, стояла на стороне низвергнутой, но законной
династии. Генуэзцы же в Крыму нуждались в дружбе Мамая для
беспрепятственной торговли в Восточной Европе. У них были деньги, и за ними
стояла растущая мощь католической Западной Европы. Мамай изменил
традиционной ордынской политике охраны русских земель от наступавшего
католицизма и заключил союз с литовским князем Ягайлом и с крымскими
генуэзцами. Победа Дмитрия Донского на Куликовом поле, неожиданная для
всего мира, отсрочила решительное наступление литовцев на Москву, а победа
Едигея на Ворскле в 1399 г. над Витовтом закрепила успех и позволила
московским князьям перейти в контрнаступление против угрозы с Запада,
гораздо более опасной, чем столкновения с волжскими и донскими кочевниками,
окончательно потерявшими даже тень единства.

Конечно, отношения русских и тюрок в XIII-XIV вв. были не безоблачные, но в
эпоху феодальной раздробленности это было неизбежно. Разве меньший вред
наносили междукняжеские усобицы, например вражда Москвы с Тверью, или
распри степных племен, например ногаев и ордынских татар? Однако это были
неполадки внутри единой системы, единой культуры, единой страны. Да если бы
было иначе, разве смогли бы русские землепроходцы с ничтожными силами
пройти сквозь огромную Сибирь и Дальний Восток!

     ПРИМЕЧАНИЯ

[†1] Cлово о полку Игореве" - памятник XII в.

[†2] Mazon A. Les bylines russes, а также статьи в "Revue des eludes
slaves" 1938- 1945.

[†3] Зимин А.А. Когда было написано "Слово". С.135-152.

[†4] Свенцiцкий I. Русь i половцi...', Valllant A. Ges Chanls egigues..;
Виноградов В.В. История литературного языка в изображении акад.
А.А.Шахматова. С. 77.

[†5] См.: "Слово о полку Игореве". 1947. С. 7-42.

[†6] Лихачев Д.С. Черты подражательности "3адонщины".

[†7] Слово о полку Игореве". 1950. С. 352-368. Далее страницы даны в тексте
(в скобках).

[†8] О христианизации половцев сообщают "Житие черноризца Никона" и
"Сказание о пленном половчине". Кроме этого, известны факты: половецкий хан
Бастий крестился в 1223 г. для вступления в союз с Русью против татар
(ПСРЛ. II. С. 741; X. С. 90); половцы, переселившиеся в Венгрию, стали
христианами; известно о крещении половецких ханов Амурата в Рязани в 1132
г., Айдара в Киеве в 1168 г. (ПСРЛ. IX. С. 158, 236). В "Кириковых
вопрошениях" записано: "И се ми поведал чернец пискупль Лука Овдоким
молитвы оглашенныя творити: болгарину, половчину, чюдину, преди крещения 40
дней поста, ис церкви исходити от оглашенных" (Хрестоматия по русской
истории, С. 858). Цит.по: Федоров-Давыдов Г.А. КочевникиВосточной Европы...
С. 201.


Страницы: «« « 450   451   452   453   454   455   456   457   458  459   460   461   462   463   464   465   466   467   468  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Гумилев Л.Н., Исторические труды