Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Гумилев Л.Н. - Исторические труды

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 776
Размер файла: 4526 Кб
Страницы: «« « 452   453   454   455   456   457   458   459   460  461   462   463   464   465   466   467   468   469   470  » »»

[†36] Где лежит оумерл Зеоус его же и Дыя наричают". См.: Шусторович Э.М.
Хроника Иоанна Малалы и античная традиция. Литературные связи древних
славян//Труды отдела древнерусской литературы. Л.. 1968. С. 65.

[†37] Вернадский Г.В. Были ли монгольские послы 1223 г. христианами? С.
145-148; Vemadsky G. Klevan Russia. С. 237-238. Гипотезу Г.В.Вернадского,
построенную на толковании нюансов текста, мы принимаем по следующим
основаниям. Столкнувшись с новым противником, Субэтэй-баатур постарался
избегнуть войны и послал для переговоров людей, которые, по его мнению,
скорее всего могли достичь взаимопонимания, т.е. христиан. Они были
казнены. Казалось бы, ему надлежало поберечь своих людей, но он отправил
второе посольство с ультиматумом... и оно вернулось невредимым. Очевидно,
между первыми и вторыми послами была существенная разница, и ее-то уловил
Г.В.Вернадский при детальном анализе текста летописи. Ведь если бы первых
послов убили только как татар, то и второе посольство постигла бы та же
участь, тем более что послы апеллировали о справедливости к "небесному
богу". Но ведь не всякий монотеизм - христианство, а к язычникам в средние
века относились терпимее, чем к еретикам.

[†38] Кулаковский Ю. История Византии. С.441-447.

[†39] Соловьев С.М. История России. С.379.

[†40] Комарович В.Л. Культ рода и земли... С.84-104.

[†41] Упоминание дива в "Задонщине" представляется нам литературным
заимствованием из "Слова о полку Игореве".

[†42] Ипатьевская летопись под 1250 г. Полное собрание русских летописей.
II. М., 1962. С. 806.

[†43] Работая в геологической экспедиции на левом берегу Нижней Тунгуски
около впадения в нес реки Летней в 1944 г., я нашел столб из окоренной елки
длиною около 3 м. На нем была укреплена деревянная, вырезанная ножом птица
длиною около 20 см. По объяснению кетов, это - шаманский знак души,
поставленный для охраны места от злых духов. Вся сила оберега заключалась,
по их словам, в птице.

[†44] Именно у них, ибо западносибирское язычество отличается от шаманизма
принципиально. Угорский колдун "приручает духов, как оленей", а не дружит с
ними. Кеты считают, что у них и у эвенков "вера разная" (из личных
расспросов автора на Нижней Тунгуске в 1943 г.).

[†45] Иносказания в "Слове" в аспекте философской символики искал
В.Л.Комарочич (черновые записи в рукописном отделе Пушкинского дома), но,
по-видимому, объяснение может быть более простым и полным за счет изучения
политической конъюнктуры ХП-ХIII вв.

[†46] Алышиц Д.Н. См.: Ответы советских ученых... С.37-41.

[†47] Приселков М.Д. История русского летописания ХI-ХV вв. С.52.

[†48] Приселков М.Д. "Слово о полку Игореве"... С. 112.

[†49] Насонов А.Н. Монголы и Русь. Гл. 1.

[†50] Там же. С. 12, 23.

[†51] Рашид ад-Дин. Сборник летописей. Т.II. С.121.

[†52] Письмо Гуюка к папе см.: Путешествие в восточные страны Плано Карпини
и Руб-рука. С. 59.220-221.

[†53] Vernadsky G. The Mongols and Russia... C. 72.

[†54] Галстян А.Г. Армянские источники о монголах. С.110; Тизекгаузен В.Г.
Сборник материалов... С. 18-19.

[†55] Смешение битв на Каяле 1185 г. и Калке 1223 г. автором "Задонщины",
рассматривающим битву на Куликовом поле как реванш за Калку, отмечено
Д.С.Лихачевым (Национальное самосознание древней Руси. М.; Л., 1945),
указавшим, что "Задонщину" следует рассматривать как реплику на "Слово о
полку Игореве" (см. также: Адрианова-Перетц В.П. "Слово о полку Игореве" и
"Задонщина"//В кн.: "Слово о полку Игореве" - памятник XII в. С. 131-169).
Замеченные нами детали позволяют лишь предполагать большую древность
"Слова" сравнительно с "Задонщиной", так как после 1262 г. несторианская
проблема потеряла актуальность.

[†56] Theiner. Vetera Monumenta historia Hungariae illusirantia. I.Roma,
1857. С. 86 (цит. по кн.: Мавродин В.В. Очерки истории левобережной
Украины. С.283).

[†57] Насонов А.Н. Монголы и Русь.С.27.

[†58] Неврюй, полководец Сартака, сына Батыя, подавил восстание Андрея
Ярославича Владимирского, брата и соперника Александра Невского.

[†59] Насонов А.Н. Монголы и Русь. С.26-28. Михаил Черниговский посылал
посла на Лионский собор 1245 г. просить помощи против татар, и это
объясняет его опалу и казнь.

[†60] О распространении мусульманства среди печенегов XI в. сообщает Бакри:
"... после 400-го года хиджры случился у них пленный из мусульман, ученый
богослов, который и объяснил ислам некоторым из них. Вследствие чего те и
приняли его. И намерения их были искренни, и стала распространяться между
ними пропаганда ислама. Остальные же, не принявшие ислама, порицали их за
это, и дело кончилось войной. Бог же дал победу мусульманам, хотя их было
только 12 тысяч, а неверных - вдвое больше. И они [мусульмане] убивали их,
и оставшиеся в живых приняли ислам. И все они теперь мусульмане, и есть у
них ученые и законоведы и чтецы корана" (Кунин А., Розен В. Известия

Страницы: «« « 452   453   454   455   456   457   458   459   460  461   462   463   464   465   466   467   468   469   470  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Гумилев Л.Н., Исторические труды