Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Гумилев Л.Н. - Исторические труды

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 776
Размер файла: 4526 Кб
Страницы: «« « 585   586   587   588   589   590   591   592   593  594   595   596   597   598   599   600   601   602   603  » »»

русло.

89. ИСХОД

Обладание половиной Тьмутаракани после потери гегемонии на половине
континента было отнюдь не заманчиво. Евреи не пытались наладить
дружественные отношения с греками и степняками - куманами, ясами, касогами,
а связи с некоторыми русскими князьями-изгоями оказались непрочными и
закончились резней 1083 г., когда Олег Святославич "иссече" тьмутараканских
хазар, как тогда называли восточноевропейских евреев.

Евреям пришлось искать "новую Хазарию"... и они ее нашли. Влиятельная
колония евреев была в Испании, под крылом омейядских халифов, но в 1031 г.
халифат распался на множество мелких династий, число которых доходило до
двадцати трех. Династии эти различались этнически: арабские, берберские и
сакалиба - воины из бывших невольников, но все они, за исключением султанов
Гренадыпомощь кастильскому королю Альфонсу VI. Этот король взял Толедо и,
поскольку мусульмане покинули город, пригласил евреев, дав им права, равные
с христианами. Он использовал ученых-евреев в качестве дипломатов. Правда,
это было не всегда удачно. В 1086 г. кастильский посол, еврей, так нагрубил
Мутамиду Севильскому, что тот его казнил, и это вызвало войну Кастилии с
Севильей. Война же повлекла, как следствие, вторжение африканцев -
Альморавидов - и поражение христиан при Залаке
Кастильцы отстояли Толедо, но в 1108 г. потерпели новое поражение - при
Уклесе. Битва была проиграна из-за того, что евреи, стоявшие на левом крыле
кастильского войска, убежали с поля боя, а это позволило мусульманам
нанести испанцам столь сильный урон, что погиб даже наследник престола.
Разъяренный этим, толедский архиепископ Бернарде устроил погром, но король
Альфонс заступился за евреевустановил одинаковые права для христиан, евреев и мусульман в четырех
крупных городах Арагонатак называемых Альмогадов (махдистов)
Этническая ситуация, сложившаяся в христианской части Испании, исчерпывающе
охарактеризована в докладе Комиссии кортесов 8 декабря 1812 г. о причинах
учреждения инквизиции. Привожу цитату: "Евреи (в Испании. - Л.Г.)
пользовались свободой религии и особыми правами, имели своих судей и
покровительство законов: переходя в католичество, роднились с грандами и
занимали видные должности. Сбор налогов совершали, оставаясь евреями, и
получали ордена. С другой стороны, по законам Альфонса Х христианам
запрещалось служить в домах евреев, ходить к ним в гости, пить и есть с
ними, купаться в ванне, где купались евреи, и принимать их лекарства... это
были два народа, разделенные законом и обычаями, а считалось, что это один
народ. Крещение евреев было лицемерно!"

А каким оно должно было быть? Исповедание веры всегда отражает мироощущение
этноса, исторически сложившееся в течение веков на основе определенных
запретов и разрешений, причем те и другие воспринимаются как нечто
естественное, само собой подразумевающееся и не подлежащее перепроверке.
Это стереотип поведения; у каждого этноса он не похожий на все иные
стереотипы.

Но если у этносов одной группы стереотипы близки, на уровне суперэтноса они
практически несовместимы. А берберы и испанцы принадлежали к разным
суперэтносам, пассионарное напряжение которых было одинаково или почти
одинаково высоким,- ситуация, в которой ломка этнического стереотипа часто
дает летальный исход.

Затею испанских королей можно рассматривать как эксперимент, поставленный
неосознанно, но давший однозначный результат, зафиксированный в приведенной
цитате научно, но несколько поздно. Принять какие-либо меры для
предотвращения последствий "зигзага этнической истории" авторы документа
уже не могли, поскольку в нем было описано завершение длительного процесса
превращения Кастилии из этнической целостности в химеру. Занял он около 200
лет, за которые влияние евреев, и особенно евреек, на испанскую знать росло
неуклонно.

Этот процесс наглядно изображен Л.Фейхтвангером в романе "Испанская
баллада". Кастилия подменила Хазарию, с той лишь разницей, что короли ее не
могли оставить христианскую религию, ибо их народ, переживавший
акматическую фазу этногенеза, не допускал таких метаморфоз. И тем не менее
попытка уничтожения аристократии была сделана королем Педро Жестоким,
которого испанцы считали полуевреемтрудно, но во время гражданской войны еврейская община Кастилии
поддерживала короля Педро, а после его гибели в 1369 г. антиеврейские
настроения испанцев росли и вылились в грандиозный погром 1391 г.еврейские массы спасались от разъяренных крестьян, принимая крещение.
Однако они продолжали соблюдать свои обряды, что не могло быть долго
скрываемо. Вследствие этого при Изабелле и Фердинанде, в 1478 г., для
борьбы с систематическим обманом была введена инквизициястрашнее болезнивернуться к нашей теме.

90. ДВЕ ЗАСЛУГИ ВЛАДИМИРА МОНОМАХА

Народное возмущение привело на золотой стол киевский Владимира Мономаха,
который был не только талантливым полководцем, но и прозорливым политиком.
Он понял, что лучше и легче жить в согласии со своим народом, нежели вечно
запугивать его силой дружинников и богатством иностранцев. Поэтому политика
Киевской державы сменилась на обратную. Война с половцами, тяжелая и
бесперспективная для обеих второй, угасла, так как западный половецкий союз
(по С.А. Плетневой) вошел в состав Русской земли, сохранив автономию, а
задонские половцы в 1116 г. одержали победу над союзниками Руси - торками и
печенегами, взяв реванш за поражение в 1111 г. В дальнейшем они выступают
союзниками суздальских князей.

Этим закончилась утомительная война, и наступил новый период
русско-половецких отношений, характеризующийся участием половцев в

Страницы: «« « 585   586   587   588   589   590   591   592   593  594   595   596   597   598   599   600   601   602   603  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Гумилев Л.Н., Исторические труды