Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Гумилев Л.Н. - Исторические труды

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 776
Размер файла: 4526 Кб
Страницы: «« « 581   582   583   584   585   586   587   588   589  590   591   592   593   594   595   596   597   598   599  » »»

но ненадолго.

Фатимидский Египет XI в. был своего рода аналогом Омейядской Испании Х в.
Там и тут арабы руками воинственных берберов покорили богатую страну с
иноверческим населением. В Испании подданными мусульман-суннитов стали
христиане; в Египте же подданными исмаилитов - мусульмане-сунниты. Оба
государства лишились поддержки своей метрополии (Испания отпала от халифата
в 756 г.; Ифрикия восстала против Фатимидов в 1041 г.) и вынуждены были
нанимать или покупать себе воинов. Последнее было выгоднее. В Испании
купленные на базаре воины назывались сакалиба, в Египте - мамлюки. Иметь
рабов - воинов одного этнического состава было опасно. Они легко могли
захватить власть, как это сделали турки в Багдаде в IX в. Поэтому воинов
приобретали в Африке и Восточной Европе. Испанские халифы нанимали
берберов, египетские - покупали суданских негров. При Мустансире, который
сам был сыном негритянки, в Каире было 50 тыс. чернокожих рабов-воинов.
Следовательно, надо было купить и было куплено столько же "турок", которые
мгновенно "поссорились с неграми и победили их" в 1062 г.отношения Каира с Багдадом продолжали оставаться враждебными, то число
мамлюков было необходимо увеличивать. Сюда и уходили деньги, получаемые от
населения... и конца этому не было видно.

Вот на этом фоне благодаря "силе вещей" вожди сектантов, Фатимиды,
переродились в обычных султанов заурядного государства, любивших весело
пожить за счет казны. Они искренне полагали, что безопасность и комфорт им
обеспечат рабы и купцы-посредники. В то время некоторые христианские
государи были готовы продавать своих подданных за хорошую цену. Разыскать
таковых предстояло еврейским работорговцам, свободно передвигавшимся по
всему Средиземноморью, поскольку они не участвовали в войнах.

Само собой разумеется, что возвращения к "золотому веку" работорговли, т.е.
к IX-Х вв., хотели те, кто был уверен, что его-то самого не продадут. Это
были жители городов укрепленных и торговых. В XI в. таких городов на
территории Восточной Европы было два: Киев и Херсонес (Корсунь). Все прочие
можно было взять средствами того времени, а эти были практически неодолимы.
Поэтому и там и там возникали колонии евреев, посредничавших в
работорговле, но положение их было различно.

В Херсонесе жили восточные евреи, которых не затронул разгром Хазарского
каганата. В православной Византии они имели ряд ограничений в торговле, в
частности, им запрещалось продавать в рабство христиан. Но в смутное время
переворотов и мятежей Херсонес был на время предоставлен сам себе, и там
стал правителем еврей, принявший крещение для карьерыс общиной, этот правитель разрешил своим соплеменникам торговлю русскими
пленниками, которых могли им дешево продать половцы. Но для этого была
необходима война.

Война началась в мае 1093 г., и поток русских, скованных, босых и бледных,
хлынул на корсунский невольничий рынок. Там их задешево покупали евреи для
перепродажи и, судя по данным источникаполовцы. Подобно тому как в древности евреи покупали рабов - эллинов и
христиан, чтобы убить, так и тут они иногда морили пленников голодом и
жаждой, а один изувер распял на кресте монаха Киево-Печерской лавры
Евстратия Постника, захваченного половцами в 1096 г. Но этот акт вызвал
резонанс, дошедший до Константинополя. Алексей Комнин был человек
решительный и приказал провести расследование, в результате которого
выяснилась преступная деятельность эпарха (правителя) и всей общины.
Базилевс Алексей приказал эпарха "зле убити" и провел репрессии против
крымских евреев, а убийцу мученика Евстратия повесили "на древе", уподобив
его Иуде.

Преследованиям подверглись не все крымские евреи, а только те, которые были
связаны с работорговлей. Прочие изъявили желание креститься, после чего их
оставили в покое. Искренность решения более чем сомнительна, но
работорговля в была прекращена, и не случайно, что после 1097 г.
русско-половецкая война приняла иной характер: смысл и цели ее были уже
иные. Для того чтобы разобраться в эволюции русско-половецких столкновений
за истекший период, необходимо обратиться к рассмотрению некоторых явлений
древнерусской истории.

86. ВОЗВРАЩЕНИЕ ОЛЕГА СВЯТОСЛАВИЧА

В огромном и богатом Киеве положение было острым. Причина - интенсивный
процесс этногенеза, т.е. смена стереотипа поведения в поколениях. Летописец
отмечает, что старый и больной князь Всеволод "стал... любить разум
молодых... они начали настраивать его, чтобы он пренебрегал дружиной со
старой"спокойных фазах этногенеза, но крайне болезненный в переломные периоды. В
таких ситуациях "старое" отбрасывается не потому, что оно "плохое", а
потому, что молодое поколение жаждет самоутверждения и не гнушается ради
этого никакими средствами. Иногда эта деятельность бывает полезной для всей
этносистемы, а иногда наоборот. Однако современники событий руководствуются
не далекими прогнозами, а своими насущными симпатиями и вожделениями. В
данном случае молодые, пользуясь немощью старого князя, "начали.....
грабить и продавать людей"своих предков за свободу и покой славянского населения Поднепровья.

На эту молодежь оперся князь Святополк Изяславич (в крещений - Михаил
Дмитриевич), и свои интересы он не отделил от ее интересов. Сразу по
вступлении на престол он арестовал половецких послов, пришедших к нему для
подтверждения условий мира. Войну, им же развязанную, он провел крайне
бездарно вследствие невероятного пристрастия к советам "молодых" и
пренебрежения опытными боярами. Он сумел даже поссориться с Печерским
монастырем, традиционно поддерживавшим антигречсскую линию, потому что
отнял у монахов соль, которой они снабжали киевлян. Великий князь пустил
эту соль в продажу по повышенной цене и пытал монахов, якобы нашедших и
утаивших клад.

Такая эгоистичная и беспринципная позиция великого князя и бессмысленная,
неудачная война с половцами в 1093-1094 гг., несомненно, повели к
возникновению недовольства на Руси, что и дало повод Олегу Святославичу

Страницы: «« « 581   582   583   584   585   586   587   588   589  590   591   592   593   594   595   596   597   598   599  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Гумилев Л.Н., Исторические труды