Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Гумилев Л.Н. - Исторические труды

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 776
Размер файла: 4526 Кб
Страницы: «« « 577   578   579   580   581   582   583   584   585  586   587   588   589   590   591   592   593   594   595  » »»

степняки, ясы и касоги при дружественном нейтралитете половцев. Значит,
еврейская партия против Святославича. Так где же она приобрела претендента?

В 1064 г. князь-изгой Ростислав Владимирович "бежал" из Новгорода в
Тьмутаракань. Что значит "бежал" и от кого - неясно, но, явившись в
Тьмутаракань, он немедленно выгнал Глеба. Однако так как своих войск у него
не было, а сопровождали его только два спутникалишь в том случае, если его поддерживала сильная партия внутри города, а
так как партий было всего две, то нетрудно угадать, какая. В 1065 г.
Святослав явился с войском в Тьмутаракань и восстановил Глеба. Ростислав на
время отступил за город, затем, по уходе Святослава, опять выгнал Глеба, а
затем обложил данью касогов и иные племена. На этот раз иудеи выиграли
партию.

Но тут вметались греки, отнюдь не желавшие усиления евреев на Черном море.
Кровавые гекатомбы Песаха еще не были забыты, а Ростислав был сыном того
полководца, который всего лишь в 1043 г. шел громить Константинополь.
Ситуация оказалась чрезмерно острой, но...

В 1066 г. котопан Херсонской фемы приехал в гости к Ростиславу и отравил
его на пиру. Через семь дней князь Ростислав умер, а с его смертью исчезло
еврейское преобладание в Тьмутаракани.

Летопись добавляет: "Этого же котопана побили камнями корсунцы"поясняет, за убийство ли князя или за что-либо другое.

Зато сказали свое слово тьмутараканские русские. Они умолили инока Никона
помирить их со Святославом и вернуть им Глеба. Последний ознаменовал свое
возвращение в Тьмутаракань научной работой - измерением по льду расстояния
до Корчева - Керчи, которая тоже входила в состав Тьмутараканского
княжества
В 1068 г. Глеб был переведен отцом в Новгород, а на его место назначен его
младший брат Роман. На целых 10 лет воцарилась тишина в Тьмутаракани. Эту
партию евреи проиграли.

82. НА РУСИ

Правление князей-триумвиров на Руси осуществлялось беспрепятственно... до
первого потрясения. В сентябре 1068 г. отряд половцев в 12 тыс. сабель
подошел к Киеву и обратил в бегство княжескую дружину. Неудачная стычка ни
в коем случае не была бы решающей, если бы не отказ Изяслава выдать
киевлянам оружие из арсенала для отражения половцев. Отказ вызвал
восстание, бегство Изяслава в Польшу и его возвращение при помощи польского
короля Болеслава II. За это время Святослав, имея всего 3 тыс. ратников,
успел разбить половецкий отряд на р. Снови (1 ноября 1068 г.) и
восстановить порядок на Руси.

Возвращение Изяслава в 1069 г. при военной поддержке поляков было
ознаменовано жестокими казнями; 70 киевлян было убито в день капитуляции,
затем начались аресты, казни, ослепления. Киевляне отвечали на это тайными
убийствами поляков, разведенных на постой. Антоний, игумен Печерский, ночью
убежал в Чернигов к Святославуборцы против христианства. Народ верил их пророчествам, что вызывало
убийства и ответные карательные экспедиции. Режим клики западников дал
неблагоприятные результаты: Русская земля оказалась под угрозой даже при
отсутствии внешних врагов.

А враги появились. В 1071 г. половцы напали на города Ростовец и Неятин,
расположенные к юго-западу от Киева. На Черниговскую землю они после
поражения у Снови не решались нападать. Тогда же был потерян Полоцк, куда
Изяслав отправил последовательно двух своих сыновей. Первый умер при
невыясненных обстоятельствах (1069), а второй - Святополк - выгнан
Всеславом (1071). Попытка третьего сына великого князя разгромить Всеслава
дала только бесплодную победу у Голотическа. Изяславу пришлось начать с
мятежным полоцким князем переговоры, что весьма обеспокоило других членов
триумвирата и вынудило их принять меры для восстановления порядка.

В 1072 г. (в летописи - 1073) Святослав и Всеволод вошли со своими войсками
в Киев. Изяслав ушел в Польшу "с богатством многим", говоря, что "этим я
найду воинов"Изяслав довез до Германии, было довольно, чтобы поразить воображение
Генриха IV - императора Священной Римской империи германской нации. Тот
сначала обещал оказать помощь Изяславу, но, будучи занят подавлением
восстания саксонцев, ограничился посольством к Святославу. Когда же
последний показал немецким послам еще большие сокровища, те посоветовали
Генриху перестать поддерживать Изяслава. Тогда Изяслав обратился к папе
Григорию VII, т.е. изменил православию. Папа в грамоте от 17 апреля 1075 г.
признал право Изяслава на золотой стол киевский, а 20 апреля отправил
письмо Болеславу II с требованием возвратить князю Дмитрию (крещеное имя
Изяслава) отнятое имущество. Тот возвратил и, больше того, в 1076 г.
отрядил войско, с которым Изяслав вернулся на Русь.

А за то время, пока великий князь всея Руси "ходил... по чужой земле,
скитаясь"игумена Печерского. Феодосий Печерский не был членом никакого направления.
Он трудился не во имя политических программ, а ради своей совести. Он был
первый столп нестяжательства и аскетизма на Руси, но не был и фанатиком:
разрешал есть мясо в среду и пятницу, если в эти дни были основные
праздники. Будучи верным князю Изяславу, Феодосий боролся против
"латинства", приравнивая католичество к антитринитарной ереси Савелия (III
в.), и арианстваидеологическую линию. По сути Феодосии стал главой особой политической
линии, время которой пришло только в XIV в.

Княжение Святослава, т.е. торжество русской партии, исправило положение
Руси. С Польшей был заключен союз, и русский экспедиционный корпус, во
главе которого стояли Олег Святославич и Владимир Всеволодович Мономах,
помогал полякам в войне с Чехией в 1076 г.несчастью, князь Святослав умер 27 декабря 1076 г. при неудачной операции

Страницы: «« « 577   578   579   580   581   582   583   584   585  586   587   588   589   590   591   592   593   594   595  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Гумилев Л.Н., Исторические труды