Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Гумилев Л.Н. - Исторические труды

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 776
Размер файла: 4526 Кб
Страницы: «« « 576   577   578   579   580   581   582   583   584  585   586   587   588   589   590   591   592   593   594  » »»

названная в отличие от Восточной (Византии) Гесперией, перестала
существовать. Евреи отказались признать Мухаммеда мессией, заявив, что
подлинный мессия придет через 500 лет. Мусульмане подождали и, когда ничего
не произошло, потребовали обращения евреев в ислам. Тем пришлось спасаться
в Испанию и Германию.

10 См.: Пашуто В.Т. Внешняя политика... С.123.

11 Михаил Пселл. Хронография/Перевод, вступительная статья и примечания
Я.Н. Любарского. М., 1978. С. 95.

12 Сведение сохранилось в летописи Длугоша. Цит.по: Берлин И. Указ. соч. С.
159.

13 См.: Шахматов Л.А. Разыскания...С.226- 228.

14 См.: ПВЛ. Ч. II. С. 378-379.

15 См.: Мельникова Е.А. Экспедиция Ингвара Путешественника на восток и
поход русских на Византию в 1043 г.//Скандинавский сборник. Т. 21. 1976. С.
74-88.

16 См.: Папаскиви 3.В. "Вараны" грузинской "Летописи Картли" и некоторые
вопросы русско-грузинских контактов в XI в.//История СССР. 1981. № 3. С.
164-172.

17 См.: Бартольд В.В. О христианстве в Туркестане в домонгольский период.
СПб., 1893. С. II.

18 Татищев В.Н. История Российская. Кн. II. М.; Л., 1962. С. 129. Ср.:
Кузьмин А.Г. Статья 1113 г. в "Истории Российской" В.Н. Татищева//Вестн.
МГУ. История. 1972. № 5. С. 79-89.

19 Татищев В.Н. Указ.соч. Т.11.С. 129.

20 Перевод переосвящ. Филарета (Гумилевского) в "Записках II отд. Имп.
Академии Наук". Кн. II. Вын. 1. С. 174.

21 Летопись, передавая общественное мнение современников о пленении
Всеслава, осуждает Изяслава за предательство и рассматривает союз с
поляками как измену родине (см.: ПВЛ. Ч. II. С. 399-400).

22 См.: Соловьев С.М. Взаимоотношения между князьями Рюрикова дома. М.,
1847; Пресняков А.Е. Княжое право в древней Руси: Очерки по истории Х-XIII
столетий. СПб., 1909; Гумилев Л.Н. Удельно-лествичная система у тюрок в
VI-VIII веках //Советская этнография. 1959. № 3. С. II-25.

23 Босворт К.Э. Нашествия варваров: появление тюрок в мусульманском
мире//Мусульманский мир: 950-1150. М., 1981. С. 33.

24 Там же. С. 24.

25 Половцы не все переселились на запад. Основные их поселения остались в
Сибири и Казахстане, до берегов озер Зайсан и Тенгиз. Но как всегда бывает,
ушла наиболее активная часть населения, которая после побед над гузами и
печенегами столкнулась с Русью.


XIV. Погребение эпохи (1062-1115)

81. У СИНЕГО МОРЯ

В средневековой Тьмутаракани жить было отнюдь не скучно. По Черному морю
плыли греческие корабли с расшитыми золотом тканями, сладким вином,
отточенным оружием, с тем чтобы на обратный путь нагрузиться скифским
зерном и кожами. Со стороны Азовского моря к пристани причаливали ладьи,
полные серебристой рыбы. На востоке паслись стада коров и овец, и среди
колков иногда пробегали осторожные волки. А над всем этим великолепием
расстилался голубой шатер безоблачного неба.

И люди были разные. Те, кого называли "хазары", ходили в длиннополых
одеждах и стягивали курчавые волосы золотыми обручами, спокойно входили в
синагоги для свершения положенных обрядов и... ждали своего часа. На
площади гарцевали на стройных конях касоги с Кубани, и степные ясы
пригоняли овец на продажу. Выделялись из толпы немногочисленные русские с
подстриженными светлыми бородами. Это были хозяева города, и церковь
Богородицы, построенная еще Мстиславом, высилась на фоне прочих домов, как
драгоценный камень в оправе.

Жители этого города не чуждались друг друга, но и не стремились
смешиваться. По мысли М.И. Артамонова, в Тьмутаракани XI в. сложились две
политические партии: одна, состоявшая из воинственных туземцев, стремилась
к политической самостоятельности города и окрестных территорий; другая,
которую М.И. Артамонов неудачно назвал "русской", была заинтересована в
развитии торговых связей с Византией и Русью. Основу этой партии составляли
"хазары" иудейского вероисповедания
На Руси правили три князя, и хорошие отношения с одним означали порчу
отношений с другими. Нелады между князьми начались еще в 1060 г. Никон,
инок Киево-Печерской лавры, первый из русских летописцев, чье имя стало
известно в истории, вынужден был бежать от гнева князя Изяслава в
Тьмутаракань, к Глебу Святославичувеликого князя.

Здесь важно еще то, что под именем Никона, возможно, скрывался первый
русский митрополит Иларионэто так, то начало борьбы "западничества" с руситством можно датировать
1060 г., но если это и не так, то дата будет близкой - 1073 год.

Какая партия в Тьмутаракани поддерживала Глеба Святославича? Ясно, что

Страницы: «« « 576   577   578   579   580   581   582   583   584  585   586   587   588   589   590   591   592   593   594  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Гумилев Л.Н., Исторические труды