Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Гумилев Л.Н. - Исторические труды

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 776
Размер файла: 4526 Кб
Страницы: «« « 567   568   569   570   571   572   573   574   575  576   577   578   579   580   581   582   583   584   585  » »»

смешанным населением. Товарищами его детских игр и юношеских забав были не
малочисленные славяне, а местные жители, среди которых большинство
составляли хазарские евреи, называвшие себя просто хазарами. Подлинные
хазары жили за пределами Тьмутараканского княжества - в низовьях Волги,
Терека и Дона. Последних стали называть бродниками и, несмотря на то, что
они говорили уже на общепринятом славянском языке и исповедовали
православие, ни с русскими, ни с евреями не путаликняжество было островком среди окрестных степных народов. Нормальным
состоянием между теми и другими была пограничная малая война.

Так, в полной безвестности, хотя и без скуки, в смешанном русско-еврейском
обществе прожил до сорока лет простодушный, гостеприимный, храбрый и
доверчивый князь Мстислав, пока судьба не подала ему повод прославиться.
Главными противниками его еврейских друзей были касоги - черкесское племя
предгорий Кавказского хребта. Видимо, против них строились
импровизированные укрепления, способные укрыть стада и выдержать осадуНо для активных действий хазарские евреи привлекали русского князя, бывшего
их искренним другом и искавшего богатырской славы.

Мстислав в 1022 г. убил на поединке черкесского князя Редедю, но обошелся с
побеж

денными милостиво: женил сына Редеди на своей дочери и привлек касогов
(черкесов) в свою дружину, состоявшую дотоле из немногих русских выходцев и
хазарских евреев. Таким образом, на берегу Азовского моря сложилось
минимальное подобие разбитой Хазарской державы, за одним лишь, но очень
важным исключением: правитель был набожным христианином.

Победив Редедю, Мстислав воздвиг в Тьмутаракани церковь Богородицы,
накануне своей смерти он заложил храм в Чернигове, сын его был крещен.
Короче говоря, соседство с иудео-хазарами не повлекло смешения русских с
евреями. Оба этноса жили дружно, но раздельно. Однако в следующем 1023 г.
наступило роковое мгновение, решившее судьбу Тьмутараканского княжества.

Жестокая братоубийственная война на Руси, разразившаяся в 1015 г., после
смерти Владимира, между Святополком Окаянным и Ярославом Мудрым, ослабила
Русь. После победы над Святополком Ярослав был вынужден заново покорять
отпавшие окраины. Племянник Ярослава полоцкий князь Брячислав в 1021 г.
взял и ограбил Новгород. Ярослав настиг его и отбил пленных, но война не
утихала. Около Суздали поднялись волхвы: "Был мятеж великий", усмиренный
только в 1024 г. Отложились вятичи, вновь покоренные только Владимиром
Мономахом, и северяне - обрусевшие потомки воинственных савиров. И тогда
пришло время действовать Мстиславу.

В 1023 г. "пошел Мстислав на Ярослава, с хазарами и касогами". Согласно
летописной манере изложения, инициатива всегда приписывается князю, а
влияние советников и давление общественного мнения опускаются. Однако в
свете описанной ситуации вернее считать, что на Русь пошли походом хазары и
касоги, а чтобы привлечь на свою сторону часть русских, привели с собой
Мстислава Владимировича.

Ярослав был в это время в Новгороде, и Мстислав в 1024 г. занял Чернигов,
город, стоявший на границе "русской" и "северской" земельотказались принятьНовгорода с наемной варяжской дружиной. Осенней грозовой ночью у города
Листвена скандинавы встретились со степняками и убивали друг друга при
свете молний
Мстислав поставил в передовую линию северян, а свою дружину оставил в
резерве. Когда же сражавшиеся устали, конница Мстислава ударила по варягам
и погнала их, рубя бегущих. Ярослав бежал в Новгород.

Казалось бы, после такой победы Киев и вся Русская земля должны были
достаться Мстиславу, но случилось обратное: Мстислав запросил мира. Почему?

Летописец вложил в уста Мстислава слова, якобы произнесенные утром после
боя: "Кто этому не порадуется? Вот лежит северянин, вот варяг, а своя
дружина цела". Этот возмутительный цинизм показал северянам, что их не
освободили, а использовали. В Х-XI вв. эта манера обращения с союзниками
была хорошо известна. Так итильские цари бросали хорезмийских наемников на
русов и венгров, а русов - на дейлемитов и греков, не жалея погибших.
Уцелевшие северяне не могли не почувствовать себя оскорбленными, а без их
активной помощи Мстислав не мог и думать о захвате Киева.

Но может быть, это была просто бестактность наивного князя, а иудео-хазары
в ней не виноваты? Возможно, но даже если так, то эта бестактность есть
плод воспитания в чужой среде, а там перенимание чужих воззрений неизбежно.
Да и не было бы надобности включать в летопись случайную оговорку.
Очевидно, она в свое время прозвучала достаточно громко, как политическая
программа.

Итак, победитель Мстислав просил мира у разбитого Ярослава, аргументируя
это тем, что Ярослав - старший братозначало подчинение на правах автономии. Так оно и было на самом деле.

Но куда девалась победоносная дружина Мстислава? Касоги (черкесы) покинули
его, вернулись в Тьмутаракань и при помощи осетин (ясов) овладели
городомТьмутаракань1036 г., после чего Чернигов и Северская земля воссоединились с Русью. А
что делали в это время иудео-хазары?

76. БЕЗНАДЕЖНОСТЬ

Нет, попытка создать на месте Руси вторую Хазарию провалилась не из-за
случайного невезения. Личные отношения с храбрым и доверчивым князем не
могли восполнить той непопулярности, даже неприязни, которую вызывали
иудео-хазары в киевлянах, еще помнивших поход достопочтенного Песаха. Да и
сам Мстислав, оказавшись в Чернигове, увлекся храмостроительством и охладел
к еврейским товарищам своей юности.

Страницы: «« « 567   568   569   570   571   572   573   574   575  576   577   578   579   580   581   582   583   584   585  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Гумилев Л.Н., Исторические труды