Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Гумилев Л.Н. - Исторические труды

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 776
Размер файла: 4526 Кб
Страницы: «« « 573   574   575   576   577   578   579   580   581  582   583   584   585   586   587   588   589   590   591  » »»

В числе варягов, спровоцировавших бессмысленную и безнадежную войну, назван
Ингвар Путешественник. После поражения он покинул русов, выброшенных бурей
на берег, и отправился в "Серкланд"решив, что там грабить легче. Около 1043 г. 3 тыс. варангов поднялись с
моря по р. Риони и были разбиты грузинами - эриставом Липаритом и царем
Багратом IVнесущественно. Важно другое: с этого времени киевские князья перестали
верить в непобедимость варягов и стали избегать конфликтов с греками.

Но были на Руси люди, не любившие ни греков, ни немцев. И было их немало.
Но так как без друзей жить нельзя, то они обращали взоры на восток, где
тоже были христиане, и не только несториане. В Мерве в 1048 г. находилась
резиденция православного митрополитаСредней Азии. Эта партия избрала своим знаменем Святослава Ярославича,
впоследствии князя черниговского.

Великий раскол церквей 1054 г. изолировал русских западников от
католических стран, ибо переход в латинство стал рассматриваться в Киеве
как вероотступничество. Но Ярослав, его сын Изяслав и внук Святополк II,
нуждаясь в деньгах, покровительствовали киевской колонии немецких евреев,
осуществлявших связь киевских князей с католической Европой. Деньги,
попадавшие в княжескую казну, евреи получали с местного населения,
скорбевшего о том, что евреи "отняли все промыслы христиан и при Святополке
имели великую свободу и власть, через что многие купцы и ремесленники
разорилися"закон"навет, но сам факт наличия религиозных споров и дискредитации православия
подтверждается древним автором - Феодосием Печерским, который имел
обыкновение спорить с евреями в частных беседах, "поелику желал быть убитым
за исповедание Христа"увидим позже, но его роль в поддержке Изяслава и уважение народа спасли
Феодосия от мученического венца.

Весь этот раскол на несколько партий, под которым крылись субэтнические
различия, заслуживает внимания, ибо лишь при Владимире Мономахе наступило
торжество православия на Руси. Православие сплотило этносы Восточной
Европы, хотя этому духовному единению сопутствовало политическое
разъединение, о котором и пойдет речь ниже.

79. ВАЖНЫЕ ПЕРЕМЕНЫ

Ярослав Мудрый умер в 1054 г. киевским каганом - победителем ляхов,
ятвягов, чуди и печенегов, законодателем, просветителем и освободителем
русской церкви от греческого засилья, но покоя стране он не оставил.
Наоборот, и на границах, и внутри Русской земли события потекли по отнюдь
не предусмотренным руслам.

Неожиданным было то, что, несмотря на грандиозность подчиненной Киеву
территории, Ярослав не мог разгромить маленькое Полоцкое княжество.
Наоборот, он уступил полоцкому князю Брячиславу, внуку Владимира, Витебск и
Усвят, что не дало ему желанного мира. Только в 1066 г. дети Ярослава -
Изяслав и его братья - разбили на р. Немиге Всеслава Брячиславича
Полоцкого, а потом, пригласив его на переговоры в Смоленск, схватили и
заточили в поруб (сруб без двери, т.е. тюрьма) в Киеве. Освобожденный
восставшими киевлянами 15 сентября 1068 г., Всеслав семь месяцев княжил в
Киеве, а потом под давлением превосходящих сил польского короля Болеслава
IIсвоего родного города.

Столь же неожиданно было появление на южной границе Руси в 1049 г. гузов,
или торков, бывших союзников Святослава, ныне врагов. Война с торками
затянулась до 1060 г., когда они были разбиты коалицией русских князей и
отогнаны к Дунаю. В 1064 г. торки попытались перейти Дунай и закрепиться во
Фракии, но повальные болезни и соперничество их заклятых врагов - печенегов
заставили торков вернуться и просить убежища у киевского князя. Расселенные
по южной границе Руси, на правом берегу Днепра, торки стали верными
союзниками волынских князей против третьего кочевого этноса, пришедшего по
их следам, - половцев. Об этих надо сказать подробнее, а пока рассмотрим
внутриполитическую обстановку на Руси.

Правительство Ольги, Владимира и Ярослава, опиравшееся на славяно-росский
субэтнос - потомков полян, собрало воедино огромную территорию - от Карпат
до Верхней Волги и от Ладоги до Черного моря, подчинив все обитавшие там
этносы. Со смертью Ярослава Мудрого оказалось, что киевская правящая кучка
не может больше править единолично и вынуждена перейти к принципу
федерации, хотя власть оставалась привилегией князей Рюрикова дома.
Князья-наследники разместились в городах по старшинству: Изяслав - в Киеве
и Новгороде, Святослав - в Чернигове и Северской земле, Всеволод - в
Переяславле с "довеском" из Ростово-Суздальской земли, Вячеслав - в
Смоленске, Игорь - во Владимире-Волынском. По закону, именуемому "Ряд
Ярославль", наследование престола шло от старшего брата к следующему, а по
кончине всех братьев - к старшему племяннику
Что здесь: повышение пассионарного напряжения системы или понижение оного?
Разберемся.

Там, где уровень пассионарности растет, идет процесс оригинального
становления культуры и формообразования, свойственного данному этносу. Там,
где пассионарность на спаде, но инерция системы велика, обычны
заимствования от соседей, а там, где инерция затухает, сохраняются
привычные социальные институты, достаточные для удовлетворения потребностей
систем с экстенсивными формами сельского хозяйства. Так и разделилась
Восточная Европа на "городскую" - культурную колонию Византии - и
"сельскую", постепенно перехватившую инициативу в политической жизни. С
этой коллизией столкнулись Ярославичи.

Предположению, что количество пассионариев на Руси выросло настолько, что
они не умещались в Киевском княжестве и поэтому разошлись по дальним
городам, противоречит географическое распределение уделов. Все три главных

Страницы: «« « 573   574   575   576   577   578   579   580   581  582   583   584   585   586   587   588   589   590   591  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Гумилев Л.Н., Исторические труды