Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Гумилев Л.Н. - Исторические труды

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 776
Размер файла: 4526 Кб
Страницы: «« « 564   565   566   567   568   569   570   571   572  573   574   575   576   577   578   579   580   581   582  » »»

Владимиром, оказался необратимым и пошел лавинообразно. Город за городом
принимали православие как государственную религию, дававшую утешение и
надежду на жизнь вечную. Это увлекало людей, получивших вместе с религией
блага культуры через письменность и изобразительное искусство. А если
начальство что-то там передумало, воюет с печенегами-язычниками, ссорится с
заморскими императорами, то это его дело не имеющее отношения к спасению
души. Православие на Руси перехватило у язычества инициативу и шло от
победы к победе.

Решающим компонентом сложного процесса смены веры была позиция города
Киева, который по богатству и значению считался третьим в Европе, после
Константинополясделано историком Нориком Титмаром со слов поляков, побывавших в Киеве в
1117 г.: "В большом городе, который был столицей этого государства,
находилось более 400 церквей, 8 торговых плошадей и необычное скопление
народа, который, как и вся эта область, состоит из беглых рабов, стекшихся
сюда отовсюду, и весьма проворных данов (датчан. - Л.Г.). Киев оказывал
постоянное сопротивление печенегам, приносящим много вреда, и подчинял себе
других"
Вот и разгадка могущества Киева, его преимущества перед прочими городами
Руси! Для того, чтобы бежать из плена, надо иметь незаурядное мужество,
физическую выносливость и заряд биохимической энергии живого вещества,
проявление которой мы назвали пассионарностью. Киев, как губка, всасывал в
себя пассионарность всей огромной страны, подобно тому как то же самое
сделал во Франции Париж несколькими веками позже. И в Киеве не возникало
беспорядочности, или "броуновского движения пассионариев", так как
православие было этнической доминантой киевлян задолго до Владимира. Каждый
славянин или варяг, приехавший в Киев и желавший в нем жить, мог это
делать, приняв православие и установив тем самым связи с местными
христианами, предки которых пережили захват их города Олегом в 882 г. и
спасли себя от репрессий Святослава в 972 г. Из их среды Владимир получал
самых верных и храбрых воинов, предприимчивых купцов и трудолюбивых
земледельцев. То, что он быстро сумел это уяснить и использовать,
действительно ставит его в один ряд с Константином Равноапостольным. В
таком деле, как обращение целой страны, личные качества правителя -
величина столь малая, что не подлежит учету. Умные советники Владимира это
поняли и не стали мешать процессам, идущим помимо их воли. Но они держали в
руках бразды внешней политики и нашли выход именно здесь. Вместо союза с
Константинопольским патриархатом Русь завязала отношения с Болгарской
патриархией в Охриде. Так как с 976 г. Западная Болгария была охвачена
антигреческим восстанием, которым руководили комитопулы - сыновья Комита
Николы: Давид, Моисей, Аарон и Самуил, то оттуда можно было получать книги,
иконы и просвещенных священников - учителей. Наличие болгаро-русского
контакта отметил М.Д. Приселков в цитированной выше книге. И, видимо, с
этим контактом связаны дуалистические мотивы в древнерусской литературе. Но
эти сюжеты лежат вне нашей темы.

В начале XI в. Владимир установил союзные отношения "с Болеславом Лядским,
и с Стефаном Угорским, и с Андрихом Чешским"воспринявшими веру от Рима. Конечно, тогда еще не произошло официального
разделения церквей, но различие между Римом и Константинополем уже
ощущалось остро. Дипломатия Владимира показывает, что он искал возможности
порвать с традициями и Святослава, и Ольги. А третьей возможностью в тех
условиях был контакт с Западом, потому что мусульманский Восток находился в
состоянии войны с Русью. В 997 г. Владимир вынужден был идти походом на
камских болгарнемедленно воспользовались печенеги, среди которых уже шла пропаганда
ислама
73. ПРОИГРАННАЯ СТАВКА

Одна ошибка иногда влечет за собой длинный ряд последствий. Ссора с
Византией из-за грабительского похода на Корсунь в 989 г. повлекла, кроме
тяжелой войны с печенегами, уже упомянутый выше контакт с Болгарией, так
как молодой Русской церкви надо было получать книги, иконы, поучения и
разъяснения от квалифицированных богословов. Таких ученых теологов не было
в Х в. не только в Польше, Чехии и Венгрии, но и в Германии и Италии, ибо
Римская церковь переживала очередной кризис. А в Болгарии духовенство было
очень ученое, даже слишком ученое. Манихейская и маркионитская пропаганда
не могла не задеть тех, кто был с нею рядом. Для того чтобы спорить с
манихеями, надо было знать их учение, а оно завлекало своей безукоризненной
логикой. И ведь не всякий богослов столь гениален, чтобы найти опровержение
весьма талантливой аргументации. Поэтому контакт с Болгарией таил для Руси
немалую опасность.

С другой стороны, царь Самуил жестоко опустошал Грецию и Фракию, а
император Василий, оправившись от первых неудач, затем своей беспощадностью
заслужил прозвище Болгаробойца. В 1001 г. он начал планомерное наступление,
ослепляя захваченных в плен болгар. Любопытно, что православное духовенство
Болгарии при осаде крепости Видина помогло не Самуилу, а Василию. Наконец
болгары потерпели тяжелое поражение. Царь Самуил умер от нервного шока 6
октября 1014 г. Его сын Гавриил-Радомир погиб от рук заговорщиков, а новый
правитель был убит в 1018 г., после чего Болгария капитулировала.

Гибель союзника не могла не отразиться на положении Руси. Для киевлян стало
очевидно, что союз с Византией, т.е. традиция Ольги, гораздо перспективнее
поисков друзей на Западе. В столице нарастало разочарование правительством.

Еще сложнее были проблемы управления языческой страной при помощи
христианского административного аппарата. В Ростово-Суздальской земле вели
агитацию волхвы, которые в отличие от жрецов Перуна пользовались
популярностью в народе. В Новгороде князь Ярослав Владимирович, сын
Рогнеды, ссорился с горожанами, защищая свою варяжскую дружину от ярости
новгородцев, раздраженных буйством варягов. Текла кровь
Однако князь Ярослав даже в этих стесненных обстоятельствах порвал с отцом,
ибо, будучи обязан отсылать в Киев 2/3 собираемой дани, оставил всю ее
себе. Это вызвало конфликт. Владимир в 1015 г. собрал войско для похода на
Новгород.

Страницы: «« « 564   565   566   567   568   569   570   571   572  573   574   575   576   577   578   579   580   581   582  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Гумилев Л.Н., Исторические труды