Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Гумилев Л.Н. - Исторические труды

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 776
Размер файла: 4526 Кб
Страницы: «« « 555   556   557   558   559   560   561   562   563  564   565   566   567   568   569   570   571   572   573  » »»

Казалось бы, принцип ислама - строгий монизм - исключал все возможности
дуалистических толкований этики и тем более метафизики. Однако и здесь был
найден выход - непослушание, с включением одной детали, которая
представляется крайне значительной.

По Корану, Иблис был создан как светлый ангел, но когда Аллах сотворил
Адама, он приказал всем ангелам поклониться ему. Иблис отказался, ответив:
"Я лучше его. Ты создал меня из огня, а его создал из глины" (Коран. М.,
1963. 7, II).

Так выделился Иблис из числа повинующихся Аллаху, стал невидим, обретает
разные образы и отвращает людей от религии. Его нельзя смешивать или путать
с многочисленными нечистыми духами природы и душами грешников. Все эти
ифриты, гуль, албасты и пр. считались существами дольнего, т.е. земного,
мира, тогда как Иблис встал в оппозицию Аллаху, соблазнил Адама и Еву и
практически независим от Аллаха. Тут опять встает вечный вопрос: если Аллах
всемогущ, то почему он терпит деятельность Иблиса? Более того, будет
становиться все хуже до дня Страшного суда, когда победит неверие и
появится Даджжаль - аналог апокалипсического Антихриста. Даджжаль будет
глумиться над верой, хулить Аллаха и хвалить Шайтана, но конец его
злодеяниям положит пророк Иса, т.е. Иисус Христос, который сойдет с неба
(Второе пришествие), после чего через сорок лет придет "Великий день" -
Светопреставление. Мир как таковой исчезнет, а тем самым не останется места
для Шайтана, который превратится в Ничто, то самое, которое было описано
выше как антагонист творческого начала - Личности, именуемой Богом. Значит,
и здесь под покровом монизма таится принцип биполярности мира.

Принято считать, что в догматике ислама "отсутствует оригинальность",
поскольку эта догматика сложилась под влиянием других монотеистических
религийк профанации, а тем самым к уклонению от истины. Так, Р.Р.Мавлютов пишет,
что Аллах "во многом похож на иудаистского Яхве и на христианского
Бога-отца", хотя "догмат триединства Бога решительно отвергается
мусульманами"
Уж если искать аналогии, то следует напомнить роль Иблиса, сотворенного из
огня, в изгнании из рая Адама и Евы. Его аналогом в Книге Бытия является
херувим с "пламенным мечом", охраняющий вход в Эдем (Бытие 3, 24). Но этот
ангел выполнял волю Яхве. Затем именно Яхве говорил с Моисеем на горе Синай
из горящего куста (Исход 3, 2-5), вел евреев из Египта в образе огненного
столпа (Исход 13, 21), а при выдаче десяти заповедей являлся в огне (Исход
19, 18). Если это сопоставить с "казнями" ни в чем не повинных египтян,
особенно новорожденных первенцев, с обманом девушек, у которых подруги
взяли золотые украшения на праздник и убежали, не вернув их, и истреблением
жителей Палестины, включая детей, то все это больше походит на облик
Иблиса, нежели Аллаха. Мухаммед был человеком потрясающей интуиции: он
распознал в Иблисе огненного демона. Лишь уровень науки VII в. не позволил
ему заметить, что огненным демоном был и Яхве. Но им никак не мог стать
Аллах, аналог Бога-отца св. Троицы
Ветхозаветная религия - культ Яхве как божества, связанного с иудейским
этносом, - развивалась, а затем деградировала до рубежа новой эры, после
чего евреи создали талмудизм, фактически самостоятельную философему. Но в
реликтовых формах Пятикнижие и Псалтырь стали широко известны, чему весьма
способствовали литературные достоинства книг Ветхого завета. И именно с
книжниками и фарисеями спорил Иисус Христос в храме в Галилее, потому что
"иудеи искали убить Его" (Иоанн 7, II.)

Причина ненависти была элементарна: Иисус говорил то, чего самовлюбленный
обыватель не знал, причем обыватель не может допустить, что кто-либо смеет
знать то, чего не знает считающий себя потомком Авраама (Иоанн 8, 39) и,
более того - сыном Бога (Иоанн, 8, 41). Все евреи считали себя "сыновьями
божьими", подразумевая только своего этнического бога, а не богов иных
этносов - те пусть разбираются сами. В ответ на это "Иисус сказал им: Если
бы Бог был отец ваш, то вы любили бы меня, потому что Я от Бога исшел и
пришел, ибо Я не сам от себя пришел, но Он послал Меня... Ваш отец диавол,
и вы хотите исполнять похоти отца вашего; он был человекоубийца от начала и
не устоял в истине, ибо нет в нем истины; когда говорит он ложь, говорит
свое, ибо он лжец и отец лжи" (Иоанн 8, 42-44).

Тезис сформулирован предельно точно: Иисус счел иудейского Яхве дьяволом,
которого он незадолго перед этим отогнал от себя в пустыне во время поста.
Это был тот самый огненный демон, который говорил с Моисеем (Иоанн 9, 29),
что утверждали сами книжники и фарисеи. Следовательно, христианин уже не
мог выбирать между Великим и Новым заветами, между дьяволом и богом.
Признавая Яхве богом, он переставал быть христианином, а после принятия
формулы Троичности на Никейском соборе и сам вопрос отпадал, ибо Яхве
одинок.

В Х в. оба восточных исповедания, православие и ислам, расходясь во многих
принципах догматики и обряда, были единодушны в четком противопоставлении
бога дьяволу и своих позитивных исповеданий - иудаизму. Сформулировать эту
разницу просто: христиане и мусульмане молились одному и тому же богу, но
по-разномуконтакты с иудаизмом, оставляя лишь деловые отношения. Впрочем, это
устраивало обе стороны. Такое несоответствие следует пояснить.

Обычное противопоставление теизма атеизму не конструктивно, ибо ничего не
дает для понимания соотношения ментальностей при достоверном утверждении их
биполярности: позитивной и негативной. Возможен и мистический атеизм -
гностические учения, включая манихейство. В буддизме хинаяна - учение
атеистическое, но позитивное, поскольку в ней признается реальность сансары
- мира, находящегося в вечном движении, причиняющем страдание, а
махаянистические школы - мадьямика и йогачарья - атеистичны и негативны.
"Желтая вера" Цзонхавы - теистический буддизм - позитивна, а учрежденный
Робеспьером культ Высшего Существа негативен, хотя "философемы"
преследовали атеистов наравне с католикамипоклонялся Гитлермировоззрения, формирующая стереотип поведения консорции, выделившейся из

Страницы: «« « 555   556   557   558   559   560   561   562   563  564   565   566   567   568   569   570   571   572   573  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Гумилев Л.Н., Исторические труды