Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Гумилев Л.Н. - Исторические труды

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 776
Размер файла: 4526 Кб
Страницы: «« « 553   554   555   556   557   558   559   560   561  562   563   564   565   566   567   568   569   570   571  » »»

37); Италия - 5 млн; Сицилия - 2 млн. (С. 64-65). Киевская Русь - 5,36 млн.
(С. 89; в 970 г. было меньше половины этого); Польша, Литва, эсты- 1,6 млн
(С. 89); Степь, от Дона до Карпат,-0,48 млн (С. 89); Англия в 1086 г.- 1,7
млн (С. 52).

34 Константин Багрянородный. "О фемах" и "О народах". С. 67-68.

35 Там же. С. 75.

36 Там же. С. 66.

37 Лев Диакон. Кн. IV. С. 61-63; цит. по: Чертков А. Описание войны
великого князя Святослава Игоревича против болгар и греков. М. 1843.

38 См.: Чертков А. Указ. соч. С. 155.

39 См.: там же.169-170;ПВЛ.Ч.1.С.50.

40 В Болгарии было две Преславы: одна - Мегалополис - на берегу Дуная,
вторая, малая - Марцианополь - основана Траяном и названа в честь его
сестры Марцианы.

41 Кедрен и Зонара пишут: "Калокир, виновник этой войны..."; цит. по
Чертков А. Указ.соч.С.71.

42 Д.С.Лихачев, указывая на невнятность текста летописи, предлагает читать
"отступиша" и т.д. (см.: ПВЛ. Ч.II. С.314).Но мир был заключен уже
Претичем; поэтому правильнее считать, что имелось в виду то положение,
которое было во время осады. Тем самым чтение "отступиша" сохраняется.

43 Все авторы почему-то считают, что Святослав разгромил печенегов, хотя с
ними уже был заключен мир. Но в летописи стоит "прогна печенеги в поли".
Видимо, одной военной демонстрации было достаточно, чтобы печенеги
удалились в недосягаемую для русов степь, благодаря чему был достигнут мир,
желанный всем, кроме Калокира.

44 См.: Чертков Л. Указ. соч.217- 220.

45 Там же. С. 112-113.

46 См.: Беляев И. О северном береге Черного моря и прилежащих к нему степях
до водворения в этом крае монголов//3аписки Одесского о-ва истории и
древностей. 1853. Т. 3. С. 10-II.

47 ПВЛ. Ч. II. С. 319.

48 См.: Пашуто В.Т. Указ. соч. С. 108.

49 Лев Диакон. Кн. IX; см.; Чертков А. Указ. соч. С. 85.

50 Летопись епископа Иоакима в кн.: Татищев В.Н. История Российская. Кн. 1.
Ч. 1. М.. 1768. С. 36 Чертков А. Указ. соч. С. 105. Не вижу необходимости
пренебрегать поздними компиляциями, если их версии позволяют дать
конструктивное, непротиворечивое решение.

51 Полководец фатимидского халифа Муизза. Джаухар, взял Старый Каир
(см.:Босворт К.Э. Мусульманские династии.С.79).

52 См.:Артамонов М.И. История хазар. С. 434-435.

53 Там же. С. 435.

54 См.: ПВЛ. Ч. 1. С. 83.

55 Лопатинский А.Г. Мстислав Тьмутараканский и Редедя по сказаниям
черкесов//Известия Бакинского гос. университета. № 1. 2-й полутом. Баку,
1921.С.23-26.

56 Караулов Н.Л. Сведенья арабских географов IХ-Х вв. по Р.Х. о Кавказе,
Армении и Азербайджане//Сборник материалов для описания местностей и племен
Кавказа. Вып.38. Тифлис,1908. С.114; Артамонов М.И. История хазар. С. 445.

57 Вернадский В.И. Химическое строение... С.272.


XI. Борьба за души

66. ПРАВО НА ВЫБОР

Смена религии и для одного человека - грандиозная ломка психики, но она
неизмеримо больше, когда речь идет о целом народе (этносе) с устоявшимися
традициями культуры и быта. И тем не менее смена языческих культов мировыми
религиями повсеместна, хотя детали этого процесса различны. На Руси процесс
христианизации был особенно длительным, потому что проповедь православия
встречала сопротивление не столько местных славянских представлений о духах
леса, воды, дома и об упырях - неупокоенных душах мертвых, сколько соседних
религиозных доктрин, претендующих на преобладающее место в мировой
культуре. Это соперничество проявлялось не только в религиозных диспутах и
соревновании в учености и подвижничестве, но и в прямых военных
столкновениях, ибо в человеке дух тесно сплетен с плотью.

Поэтому оказалось необходимым оторваться от традиционной методики рассказа
о событии с максимальным количеством подробностей и обозреть процесс
целиком, сначала представив читателю его действующих лиц (в первом
приближении), затем охарактеризовать главные линии борьбы против
православия и лишь потом описать коллизию, при которой языческая Русь
превратилась в один из столпов православия. В этой драме сам акт крещения
киевлян в 988 г. является кульминацией происшедшей драмы, но ее пролог и
эпилог столь же важны для понимания явления, которое и является целью
научного исследования. Поэтому начнем издалека и пойдем к цели "по

Страницы: «« « 553   554   555   556   557   558   559   560   561  562   563   564   565   566   567   568   569   570   571  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Гумилев Л.Н., Исторические труды