Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Гумилев Л.Н. - Исторические труды

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 776
Размер файла: 4526 Кб
Страницы: «« « 545   546   547   548   549   550   551   552   553  554   555   556   557   558   559   560   561   562   563  » »»

58. РАЗДЕЛ ХАЗАРИИ

Грандиозная победа Святослава спасла Киев и Русскую землю, но положение
победителей было отнюдь не спокойным. Все днепровское левобережье было
враждебно киевскому правительству. Северская земля, начиная с VIII в., была
связана с Хазарией. В 965 г. Святослав шел на Итиль в обход Северской
земли, через страну тоже недружелюбных, но менее опасных вятичей. Со
времени поворота политики Ольги к ориентации на Византию название Чернигова
исчезает со страниц русских летописей, что указывает на утрату его Киевским
каганатом. Несколькими годами позже северяне пропустили левобережных
печенегов под Киевземля была независима от Киева.

Отпали радимичи, удержали независимость вятичи, был активно враждебен князь
Рогволод в Полоцкедревлянские земли и покоренные тиверцы и уличи; но земли этих последних по
Бугу и Днестру перемежались кочевьями правобережных печенегов, заселивших
водораздельные степи.

На западе границы были менее определенны, но только в конце Х - начале XI
в. киевские князья вышли на линию Западного Буга
Территория бывших полян отошла к ляхам и стала ядром складывающейся Польши.
Воссоединению ляхов с русами как двух ветвей восточного славянства
воспрепятствовала политическая коллизия середины Х в.

Удар Святослава по иудейской общине Хазарии был жестоким, но не
окончательным. Возвращаясь с Нижней Волги через Саркел, он миновал Кубань и
Крым, где остались хазарские крепости, контролировавшие торговлю с
Византией, за счет которой поступали доходы для содержания небольшого
государства, центром коего была в 966-986 гг. Тьмутаракань.

Согласно информации, достигшей арабских авторов, война на Северном Кавказе
продолжалась еще в 968-969 гг. Ибн-Хаукаль видел в Гургане беженцев из
Хазарии, поведавших ему о разрушениях в Итиле и Семендере, после чего русы
ушли "в Рум и Андалус"присоединились к войску Святослава в Болгарии и Фракии, а зачем другая
группа русов уехала в Испанию?

Рискну предположить, что какая-то часть русов была недовольна киевским
правительством и эмигрировала по известному им пути в Испанию. Еще в 844 г.
русы высадили десант в Андалузии и разграбили окрестности Севильи, оставив
у арабов дурную память. Поэтому в июне 971 г. Ибн-ал-Идари написал:
"Зашевелились проклятые ал-Маджус ал-Урдмани и устремились к западным
берегам ал-Андалус"высадились в Галисии в 968 г., где разграбили Сантьяго, убили епископа и
только в 971 г. были прогнаны графом Гонзало Санчесомне было слышно. Русь потеряла много храбрых воинов, но не ослабела, а
укрепилась, потому что потенциальные мятежники любому войску вредны.

Киевская держава стала менее мозаична, хотя до монолитности было далеко.
Однако в 967 г.и печенегов, побеждает болгар, а другие войска, будто бы вызванные из
Болгарии, завершают завоевание Северного Кавказа.

Возникает вопрос: кто же побеждал противников Руси на Нижней Волге и на
Тереке, если Святослав воевал на Дунае? - Те самые тюркские степняки,
которые были в 967-968 гг. друзьями Руси. Ибн-Хаукаль пишет, что в войне
русов с хазарами печенеги были "острие" и союзники русовКонстантина Багрянородного известно, что Византия использовала печенегов
против всех своих соперников, то, видимо, их руками была завершена "война
за хазарское наследство". И это логично, потому что печенеги поживились
добычей, а греки избавились от соперничества иудеев. Поэтому нет никакой
необходимости предполагать наличие двух походов славяно-россов на
Хазарию
Конечно, далеко не все подробности этой войны описаны достаточно
исчерпывающе.

Тем не менее ясно, что иудейская власть в Хазарии была уничтожена, что
хазары-язычники приняли ислам, и что русы не сделали никаких
территориальных приобретений ни в Поволжье, ни на берегах Каспийского моря.
На западном берегу Каспия усилился эмир Дербента, а на восточном, вплоть до
устья Волги, - эмир Хорезма. Иудаизм на Волге исчез без следа, уступив
место исламу.

59. ДЕМОНЫ ИЛИ БОГИ

Синхронность этногенезов Ближнего Востока и Восточной Европы в 1-IV вв.,
очевидно, стала причиной некоторого параллелизма в явлениях духовной жизни
новорожденных этносов. В восточной части Римской империи в III в.
соперничали две религии: христианство и митраизм, обе равно далекие от
первоначального эллинского культа богов Олимпа. Митраизм потерял позиции
ведущего мировоззрения только с гибелью Юлиана Отступника. Победу одержало
арианское исповедание христианства. Это и будет отправной точкой
дальнейшего повествования.

История Восточной Европы известна значительно хуже, но аналогичная ситуация
наблюдается и там. Готы, воевавшие весь III в. с иллирийскими
императорами-митраистами, приняли в 360 г. арианское исповедание
христианства, господствовавшее тогда в Римской империи. Видимо, арианство
бытовало в Восточной Европе до Х в., потому что в тексте Начальной летописи
Символ веры содержит арианский догмат подобосущия, а не единосущия. Пусть
даже это реликт, но наличие его говорит о том, что с IV в. в Поднепровье
жили христиане.

Никейское исповедание было распространено среди прибрежных готов
(тетракситов), алан, горцев Дагестана и западных хазар. К Х в. христианство
было для народов Западной Евразии не новшеством, а одной из привычных форм
мировоззрения. Но среди славян, обитавших рядом с фрако-иллирийцами,

Страницы: «« « 545   546   547   548   549   550   551   552   553  554   555   556   557   558   559   560   561   562   563  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Гумилев Л.Н., Исторические труды