Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Гумилев Л.Н. - Исторические труды

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 776
Размер файла: 4526 Кб
Страницы: «« « 541   542   543   544   545   546   547   548   549  550   551   552   553   554   555   556   557   558   559  » »»

защиты. Хорезмийцы продержались на Волге лишь с 977 по 985 г., не смогли
установить искреннего союза с болгарами и ушли, оставив Поволжье языческим
гузам. Последние еще в XII в. составляли большую часть населения города
Саксин
Хазарские евреи, уцелевшие в 965 г., рассеялись по окраинам своей бывшей
державы. Некоторые из них осели в Дагестане (городские евреи), другие - в
Крыму (караимы). Потеряв связь с ведущей общиной, эти маленькие этносы
превратились в реликты, уживавшиеся с многочисленными соседями. Распад
иудео-хазарской химеры принес им, как и хазарам, покой. Но помимо них
остались евреи, не потерявшие воли к борьбе и победе, и нашедшие приют в
Западной Европе.

55. РАСПАД ХИМЕРЫ

Итак, пути хазар и иудеев разошлись навсегда. Потомки древних хазар в
долине Дона приняли наименование "бродники". Потомки бродников впоследствии
сменили этноним: они стали называться казаками. Тесные связи с Черниговским
княжеством, русский язык, ставший обиходным, и православие, принятое еще в
IX в., позволили им войти в русский этнос в качестве одного из его
субэтносов.

Хазарам не за что было любить иудеев и насажденную ими государственность.
Экономическое процветание Итиля не дало им никаких благ, а культура
господствовавшего этноса была хазарам чужда и, более того,
противоестественна для них.

Иранская ветвь иудеев принесла хазарам принципы маздакизма, согласно
которым злом была объявлена вся неразумная, т.е. стихийная, природа,
включая эмоции самого человека. Добром был объявлен разум, хотя именно
разуму свойственны заблуждения. Византийская ветвь иудеев принесла навыки
экстерриториальности, т.е. отсутствия прямых контактов с природными
ландшафтами. И обе они проявили нетерпимость к своему этническому
окружению, с которым считались лишь постольку, поскольку это было
практически необходимо. И тогда против них поднялись и люди, и природа.

Судьбу господствовавшего класса Хазарии, читай - господствовавшего этноса,
разделил

и аборигены страны, за исключением тех, кто успел выселиться за Дон или
укрыться на "гребне" -горном хребте Дагестана, за Тереком. Волжские хазары
оказались в наихудшем положении, так как кормивший их ландшафт опустился
под волны Каспийского моря. Если в III в. уровень Каспия стоял на отметке
-36 м, то в конце XIII в. он достиг -19 м, т.е. поднялся на 17 м. Для
крутых берегов Кавказа и Ирана это большого значения не имело, но для
пологого северного берега, где помещалась Хазария, эта трансгрессия стала
катастрофой. "Нидерланды" превратились в "Атлантиду". Цветущие сады,
пастбища - все было залито водой, из которой торчали только сухие вершины
бэровских бугров, где ранее находились хазарские кладбища.

Хазарам пришлось покинуть затопленную страну, а без привычного, родного
ландшафта обычный этнос рассыпается розно. Так и рассыпались хазары в
великом городе Сарае, "столице" всей Западной Евразии. Однако не только
этническую целостность потеряли хазары, но даже и то, что кажется
неотъемлемым, - память, или, говоря строго научно, этническую традицию.
Потомки хазар забыли о том, что они были хазарами, а потомки хазарских
евреев забыли о той стране, где жили и действовали их предки. Последнее
понятно: для иудеев низовья Волги были не родиной, а "стадионом" для пробы
сил; поэтому вспоминать о трагической неудаче для них не имело
практического смысла. Вот по этим-то причинам Хазария стала страной без
исторических источников: письменных, вещественных и этнографических, т.е.
зафиксированных в обрядах и верованиях. А поскольку до XX в. любая история
основывалась на сборе и критике источников, то история Хазарии на основе
традиционной методики и не могла быть написана.

56. ПОЧЕМУ НЕ ВОЗНИКЛА ХИМЕРА НА РУСИ?

Казалось бы, на Руси в IX-Х вв. были все условия для возникновения такой же
этнической химеры, какая сложилась в Хазарии. Чужеземцы-варяги
господствовали в Киевской земле свыше 60 лет - с 882 по 944 г.- да и после
этого оставались там, пользуясь привилегиями военной касты. Наличие
большого числа бастардов, появившихся в эту эпоху, не подлежит сомнению,
хотя и не отмечено летописцем. Но известно, что каждый хронист описывает не
то, что повседневно и известно его читателям, а то, что кажется ему
достойным упоминания, ибо повествование - не статистический отчет. Поэтому
отсутствие прямых указаний нарративного источника на метисацию не должно
смущать исследователя. Смущает другое: куда девались потомки варягов и
славянок, да еще бесследно, как будто их и не было? Ведь в Северной Англии
и Нормандии потомки норвежцев живут до сих пор. Но, с другой стороны, в
Ирландии и Сицилии их так же не видно, как и в Поднепровье. Есть ли здесь
какая-то закономерность?

Поскольку источники не дают ответа на вопрос, обратимся к теории и методике
широких аналогий. Сравним положение, сложившееся на Руси, с тем, которое
дважды возникало в Хазарии: в VII и в IX вв.

В VI-VII вв. хазарки сочетались с тюркскими богатырями, а те приняли к себе
царевича из рода Ашина. Это была этническая "ксения", которая порождает
"социальный организм", т.е. усложненную политическую целостность.
Тюрко-хазарские метисы заняли место военных вождей и жертвовали жизнью для
новой родины, ибо старая уже была растерзана китайцами. Иными словами, они
включились в этногенез хазар как компонент, а не как инородное тело.

Поэтому сохранение ханской фамилией навыков кочевой жизни не имело значения
для социальных взаимоотношений внутри сложившегося этноса. Ну, коль скоро
хан желает летом ехать с Волги на Терек и Дон, так и пусть катается! Это
ничему не мешает.

Другое дело был режим Обадии и его потомков, сделавших свою общину
господствующим классом в Хазарии. Работали они на себя, а не на своих

Страницы: «« « 541   542   543   544   545   546   547   548   549  550   551   552   553   554   555   556   557   558   559  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Гумилев Л.Н., Исторические труды