Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Гумилев Л.Н. - Исторические труды

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 776
Размер файла: 4526 Кб
Страницы: «« « 551   552   553   554   555   556   557   558   559  560   561   562   563   564   565   566   567   568   569  » »»

С 977 по 980 г. Русская земля, от Ладоги до Киева, не знала покоя. И не в
личностях князей была причина неустройства. Князья были юноши, за спиной
которых стояли опытные мужи, воины и политики. Те, кто клялись именем
Ярополка, были сторонниками мира с Византией, союза с печенегами и
распространения православия. Эту партию поддержали киевляне; на ее сторону
склонялись суровые пограничники, закаленные в войнах с ятвягами, - жители
Полоцка и Турова.

Против них выступили новгородцы, использовавшие для своих целей молодого
Владимира, сына Святослава и древлянки Малуши. Денег в Новгороде было
много, а значит, можно было нанять варягов. Плохо было то, что вместе с
варягами приходили на Русь очень злые боги, например литовский Перун
(Перкунас), и требовали человеческих жертв, обещая за это победу. Злые боги
обещание выполнили, организовав предательство в крепости Родне в 980 г.
Князь Ярополк был заколот во время переговоров с Владимиром, и последний
стал князем в Киеве. Но предательство - занятие увлекательное. Владимир
предал варягов, не уплатил им за службу и выгнал их в греческую землю,
послав туда предупреждение о том, что этих разбойников следует
рассредоточить по отрядам, иначе они и там наделают бед.

Поступок Владимира был в отношении варягов вероломством, но только после
него киевляне согласились признавать Владимира князем и оказали ему помощь
в повторном (в который раз!) покорении славянских племен: червенских
городов - в 981 г., вятичей - в 981-982 гг., ятвягов - в 983 г., радимичей
- в 984 г. А в 985 г. началась большая война с камскими болгарами и
хазарами
Война с камскими болгарами, несмотря на поддержку конного отряда гузов
(торков), была неудачна. После "победы" глава похода, дядя Владимира по
матери - Добрыня, принял странное решение: обутые в сапоги болгары дань
давать не будут; надо искать лапотников. С Булгаром был заключен вечный
мир, т.е. правительство Владимира признало самостоятельность Камской
Болгарии.

Зато война с Хазарией окончилась победой. Иаков Мних (упомянутый в летописи
под 1074 г.) писал: "И на козары шед, победи, а и дань на них положи"Об этом же событии сообщает Мукадасси, закончивший свой труд в 988-989 гг.
В этот год Волжская Хазария была оккупирована войсками хорезмшаха Мамуна, а
поскольку столкновения хорезмийцев с русскими не было, то следует считать,
что жертвой Владимира стал остаток былой иудео-хазарской державы, после
чего Тьмутаракань в 988 г. превратилась в русский город - резиденцию князя
Мстислава Владимировичашести лет, но возраст князя не имел значения. Князь в эту эпоху - это
только представитель, а истинные правители были всегда, только имена их
остались неизвестны истории.

Предлагаемая версия отличается от принятой М.И. Артамоновым, но зато она
объясняет последующие взаимоотношения Руси с Дербентом и морские походы
русов на Ширван в 1030 и 1032 гг., которые не могли бы осуществиться, если
бы русы не владели Северным Кавказом, потому что низовья Волги принадлежали
сначала хорезмийцам, а потом гузам. Очевидно, русские войска попадали на
Каспий по Кубани и Тереку, базируясь в Тьмутаракани.

Если население Прикубанья - касоги (черкесы) - держало себя довольно
независимо, что вызвало столкновение Мстислава с князем Ридадэзнаменитый поединок, упомянутый в "Слове о полку Игореве", то терские
хазары вели себя тихо. Семендер был разорен воинами Святослава, и "в любом
из садов и виноградников не осталось на милостыню для бедных... не стало ни
винограда, ни изюма"русов, и, вероятно, так и было, но в конце Х в. положение на Руси
изменилось радикально, а вместе с ним не могло не перемениться настроение
терских хазар. Как только Русь стала христианской страной, она перестала
быть врагом для православных хазар окрестностей Семендера. В Х в.
конфессиональные различия имели большее значение, чем этнические, потому
что определяли принадлежность к тому или другому суперэтносу. А внутри
суперэтноса всегда можно было договориться.

Вот поэтому столь большое значение имел тогда выбор исповедания, но было бы
неверно думать, что этот выбор определялся только политическими или
экономическими расчетами. Нет, принудить людей принять религию врага было
невозможно, так же как удержаться от усвоения веры друга. Иными словами, в
принятии новой веры решающую роль играл принцип комплиментарности, стоящий
на порядок выше сознательных решений князей и королей. Тот выбор, который
на организменном (персональном) уровне является свободным, на популяционном
(этническом) детерминирован характером психического склада, традициями,
памятью об исторических событиях недавнего прошлого и уровнем пассионарного
напряжения системы, а последнее зависит от фазы этногенеза или этнического
возраста.

А коль скоро так, то вопрос о крещении Руси в 986-989 гг. не исчерпывается
упоминанием "близлежащих" событий, но может быть разрешен только путем
широкого сопоставления характеристик четырех мировых религий: православия,
католичества, иудаизма и ислама - и пятой - обновленного
балто-скандинавского культа Перуна - на фоне уходящих языческих
мировоззрений. Во второй половине Х в. в Западной Евразии шла борьба не за
земли, не за богатства, не за политическую власть, а за души славян и
тюрок. И результат этой борьбы определил судьбу народов Восточной Европы и
Великой степи на полтысячелетия вперед.

И так как теологические и философские диспуты относятся не к физической
географии, а к истории культуры, то для уяснения их роли и значения
надлежит применить иную методику, основанную на 3-м биогеохимическом
принципе В.И. Вернадского: "Разум не является формой энергии, а производит
действия, как будто ей отвечающие"будет видна из анализа теологических проблем, имевших отношение к факту
крещения Руси.

     ПРИМЕЧАНИЯ


Страницы: «« « 551   552   553   554   555   556   557   558   559  560   561   562   563   564   565   566   567   568   569  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Гумилев Л.Н., Исторические труды