Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Гумилев Л.Н. - Исторические труды

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 776
Размер файла: 4526 Кб
Страницы: «« « 592   593   594   595   596   597   598   599   600  601   602   603   604   605   606   607   608   609   610  » »»

Однако наши предки переплюнули греков и римлян. Они применяли в качестве
"строительной жертвы"... детей! "Известно такое предание о Новгороде: когда
Славянск запустел и понадобилось срубить новый город, тогда народные
старшины, следуя древнему обычаю, послали перед солнечным восходом гонцов
во все стороны с наказом захватить первое живое существо, какое им
встретится. Навстречу попалось дитя; оно было взято и положено в основании
крепости, которая поэтому называется Детинцем"место в Германии и Британиинекрещеных младенцев хоронили под порогом избы
Это страшное верование, отголосок забытой религии, скорее всего одного из
неведомых демонских культов древности, казалось бы, в наше просвещенное
время не должно было иметь последователей. Но, увы, это очередная ошибка
оптимиста
94. "НАВЬИ ЧАРЫ"

Христианство трудно приживалось на Руси Киевской, но еще труднее у
славянских племен, покоренных киевскими князьями. Военная победа над
славянскими язычниками - вятичами была одержана Владимиром Мономахом, но
духовная или, точнее, идеологическая победа заставила себя ждать до XIV в.
На самой Руси в узком смысле слова (Киев, Чернигов, Переяславль) двоеверие
существовало долго. Некий христолюбец писал: "Не могу терпеть христиан,
двоеверно живущих и верующих в Перуна, в Хорса и других богов"Перуном (молнией), и с Хорсом (солнцем) христианские миссионеры и князья
справились, волхвов-чертопоклонников, приносивших женщин в жертву злым
духам, перебили, но самый древний культ - почитание духов умерших - устоял
вплоть до XX в.

Эти духи - навии - требовали от живых людей немного: угощения в Чистый
четверг и вытопленной бани с приготовленными полотенцами: на полу бани
рассыпали золу с пеплом, а на другой день находили на золе следы, похожие
на куриные, в чем усматривали доказательство посещения бани покойниками -
"приходили к нам навий мыться". Разумеется, священники утверждали, что
приходили бесы, но, самое интересное, факт под сомнение не ставили. После
того как баню готовили для навий и поддавали пару, люди не входили туда до
следующего дня. Весь обряд был отнюдь не обременителен.

Угощения навий требовали, но тоже очень скромного: кувшинчик молока,
тарелку с мясом и молоком, хлебца, соль. Все это надо было поставить под
самой крышей двора, а лучше на крышу в строгом секрете. Навий были
чрезвычайно довольны и говорили: "Мы же походили по болгарам, мы же по
половцем, мы же по чуди, мы же по вятичам, мы же по словеном, мы же по иным
землям, ни сяких людей могли есмы найти к сему добру и чести и послушанию,
яко сии человецы"
Исходя из подбора этнонимов, публикатор текста "О посте к невежам в
понеделок 2 недели", откуда взята данная цитата, датирует текст XI-XIII
вв., хотя и указывает, что бескровные жертвы духам покойников продолжались
до XX в. Христиане считали навиев бесами, а жертвователей - людьми
необразованными (невежи или невегласы), но нам интереснее другое:
разнообразие культов, которые мы объединяем под общим названием -
язычество. Не только половцы, почитавшие Вечное Голубое Небо - Тенгри,
болгары-мусульмане, финны (чудь), но и славянские племена - словене
новгородские и вятичи - имели собственные культы, никак не объединявшие их
перед лицом наступавшего православия. Потому-то христианство, имевшее в
своем составе "жесткую систему" - церковную организацию, поддержанную
властью, шло от победы к победе.

Однако это движение замедлялось неискренностью многих служителей церкви, о
чем повествует "Слово о лжепророках", предположительно датируемое XIII
в.неблагополучия, а именно несоблюдения христианских запретов в поведении,
увлечения гаданиями и волшебством и участия в оргиях, достаточно наглядно
показывает, что кризис мировоззрения на Руси в XIII в. был явлением
актуальным, а вера христианская соперничала с бытовым атеизмом
Фаза обскурации часто надвигается исподволь. То тут, то там возникают
болезненные симптомы, свидетельствующие о недугах сначала легко
излечиваемых, потом глубоко проникающих в социальный организм и, наконец,
парализующих его. Наличие в одной государственной системе нескольких
культов, т.е. стереотипов поведения, никак не вело к укреплению социальной
системы, особенно при снижении пассионарного напряжения. Еще счастьем для
Руси было то, что внедренное христианство не породило все-таки химеры; это
был бы конец почище хазарского. А почему ее не возникло?

Разница между Хазарским и Киевским каганатами в плане этнического контакта
заключалась в том, что в Хазарию приехали чужие люди, а на Русь пересадили
чужие идеи. Этот вариант этнокультурного контакта Д.С.Лихачев назвал
"трансплантацией" - пересадкой мыслей, знаний, представлений, соображений и
т.п., но не людей! Отдельные ученые-греки, приезжавшие в Киевскую Софию и
занимавшие там кафедру, терялись в массе русских, тоже давно крещеных и
столь же умных. Обучение давалось русским легко, а родовые связи облегчали
любой вид деятельности. Епископы и священники были такими же местными
жителями, как и язычники - волхвы, колдуны, знахарки, воины, купцы, князья.
Этническое становление православных и язычников шло синхронно, вследствие
чего синкретизм - явление социосферы - не повлиял на природный процесс
этногенеза. Общий спад пассионарности сначала снизил напряженность
религиозных конфликтов, а затем привел к взаимной терпимости, тем более что
язычество и христианство на Руси проросли друг в друга. Создался
своеобразный вариант идеологии, называемый двоеверием, но удержавшийся в
течение веков благодаря потере антагонистических противоречий. Ну, стали
навиев называть бесами, а ничего в быте и мировоззрении славян не
изменилось!

Хотя, пожалуй, нет; внедрение греческой веры и культуры привело к
некоторому усложнению системы, т.е. сыграло роль негэнтропийного импульса.
Там, где язычество устояло, - у полабских славян - победили немцы в конце
XII в. А там, где создались сложные системы, - на Руси, в Польше, Чехии -
немецкий натиск был остановлен. Таким образом, "навьи чары" сыграли для

Страницы: «« « 592   593   594   595   596   597   598   599   600  601   602   603   604   605   606   607   608   609   610  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Гумилев Л.Н., Исторические труды