Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Гумилев Л.Н. - Исторические труды

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 776
Размер файла: 4526 Кб
Страницы: «« « 599   600   601   602   603   604   605   606   607  608   609   610   611   612   613   614   615   616   617  » »»

но и атеистическим его назвать нельзя. Самое подходящее название -
демонология, но этот термин нуждается в расшифровке.

100. ДЕМОНОЛОГИЯ

Уровень религиозного сознания - культа - и уровень пассионарного напряжения
этнической системы взаимообусловлены. Для создания оригинальной системы
мировоззрения требуется не только доктрина, но и способность воспринять ее,
а это доступно не всем членам этноса. Однако пассионарная элита, восприняв
то или иное учение, вводит его в стереотип поведения, тем самым вовлекая в
принятый настрой массы обывателей, принимающих доктрину без критики. Это
относится не только к оседлым этносам, обладающим письменностью, но и к
кочевникам, передающим ценную информацию устно для запоминания, что,
пожалуй, более эффективно.

Но уже в конце акматической фазы (в начале надлома) интерес простых людей,
т.е. слабопассионарных, к сложным мировоззренческим проблемам слабеет, и
наконец, остается только набор воззрений, имеющих, с точки зрения
обывателя, практическое значение. Теология превращается в натурфилософию, а
религия - в демонологию, ибо каждый нормальный лесовик боится встречи с
лешим или водяным, а степняк - с кара-чулмусом и албастом - духом-убийцей,
давящим спящих в степи у костра или пронзающим их длинными медными ногтями
(джезтырнак).

Это духи природы, не покоренной человеком, но еще более страшен дух
покойника: у русских - русалка, у тюрок - убур (упырь), высасывающий кровь
у людей, бывших при жизни близкими покойнику. И поскольку многие люди либо
видели этих чудовищ, либо ощущали их, не успев погибнуть благодаря
заклинаниям или внезапному вмешательству соседей, то никакого сомнения в
наличии болезнетворных существ, вызывающих то инфаркты, то анемию, то
паралич, не возникало. Но ведь и мы недавно перестали сомневаться в
существовании вирусов, хотя их можно видеть только через электронный
микроскоп на экране, а не непосредственно.

Естественно, признание наличия многочисленных вредных существ вызывало
стремление оборониться от них, что было не под силу простым охотникам и
скотоводам. Для борьбы с враждебными и невидимыми демонами требовались
специалисты. По-тюркски их называли "бахсы", по-славянски - знахари, на
современном академическом жаргоне - шаманы. Последнее название
действительно имеет место у тунгусо-маньчжуров, но значение его иное, равно
как и происхождение, принесенное из Индии, да и учение шаманизма- сложная
система мистического атеизма (теория многослойности вселенной и
божественного избранничествазападносибирских тюрок и угров, равно как и с политеизмом бурятской "черной
веры"увела бы нас в сторону от нашей темы, поэтому оставим ее. Важнее другое - в
древности эти народы имели религии: иногда оригинальный дуализм, в основе
которого лежал не антагонизм, а синтез, взаимодополнение, а иногда
заимствованные у проповедников. Хормуста - подарен уйгурам манихеями, Митра
пришел от саков к монголам, Уч Ыдук (Троица) - наследие несторианэти культы интересовали степняков в то время, когда акматическая фаза
переходила в инерционную, а при торжестве гомеостаза тот, кто хотел искать
себе веру, обращался либо в православие, либо в ислам, либо - на восточной
окраине Степи - в буддизм и бон (древнетибетскую религию). Культура тюрок
Х-XII вв. размывалась так же, как их былая государственность: и было это
прямым следствием этнической энтропии - естественной утраты пассионарности.

Но демонологии этот упадок не касался. Для человека, находящегося в
гомеостазе, важны не сложные построения теологов и философов, а окружающая
его действительность, даже если он понимает ее не научно. Для него ошибка -
в пределах законного допуска; уточнения для него чаще всего бессмысленные
помехи. Поэтому столь устойчивы приметы, восходящие к древнему забытому
знанию, хотя и искаженному губительным Хроносом, но сохранившемуся в
осколках даже в урбанизированном мире.

И не менее значительно другое: локализованность демонологических систем.
Страшные демоны внутренней части Евразийского континента неизвестны в
Англии, где нежить называется "маленький народец" - эльфы и феи, пляшущие
лунными ночами в зарослях вереска, а духи убитых не высасывают кровь, а
пугают обитателей старинных замков. Скандинавы боятся троллей, способных,
по древней мифологии, победить богов Валгаллы. Китайцы различают пять
степеней демонов: яр - привидение, мо - аморфная злая сила, туй - дух
покойника, гуай - дух стихии, шен - аналог олимпийских божеств. И оборотни
на окраинах континента разные: в Китае - лисы, в Германии - волки.

Отсюда ясно, что демонология не имеет точек пересечения ни с теологией, ни
с философией, а поэтому не может быть проповедана этносу, живущему в ином
ландшафтном регионе, и, следовательно, для проблемы межэтнических контактов
не актуальна. Демонологические концепции усваиваются лишь переселенцами от
аборигенов, как любые навыки адаптации в новом ландшафте.

     ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Тураев Б.А. История древнего Востока. Т. II. СПб., 1913. С. 92- 104.

2 Гумилевский Ф. Указ. соч. С. 45.

3 Последним защитником Перуна был великий князь литовский Ольгерд, но его
дети и племянники приняли крещение (см. там же. С. 40-43).

4 Гумилевский Ф. Указ. соч. С. 53.

5 См.: Путешествие в восточные страны Плано Карпини и Рубрука. С. 157.

6 Шпренгер Я. и Инститорис. Молот ведьм.С.159-161.

7 От съезда князей в Любече (1097) до смерти Мстислава и отпадения Полоцка
(1132) (см.: История СССР. Т. 1. С. 584).

8 См.: Рыбаков Б.А. Язычество древних славян.М.,1981.С.15-17.

Страницы: «« « 599   600   601   602   603   604   605   606   607  608   609   610   611   612   613   614   615   616   617  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Гумилев Л.Н., Исторические труды