Главная - Наука - История
Гумилев Л.Н. - Исторические труды Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 776 Размер файла: 4526 Кб Страницы: «« « 599 600 601 602 603 604 605 606 607 608 609 610 611 612 613 614 615 616 617 » »» но и атеистическим его назвать нельзя. Самое подходящее название - демонология, но этот термин нуждается в расшифровке. 100. ДЕМОНОЛОГИЯ Уровень религиозного сознания - культа - и уровень пассионарного напряжения этнической системы взаимообусловлены. Для создания оригинальной системы мировоззрения требуется не только доктрина, но и способность воспринять ее, а это доступно не всем членам этноса. Однако пассионарная элита, восприняв то или иное учение, вводит его в стереотип поведения, тем самым вовлекая в принятый настрой массы обывателей, принимающих доктрину без критики. Это относится не только к оседлым этносам, обладающим письменностью, но и к кочевникам, передающим ценную информацию устно для запоминания, что, пожалуй, более эффективно. Но уже в конце акматической фазы (в начале надлома) интерес простых людей, т.е. слабопассионарных, к сложным мировоззренческим проблемам слабеет, и наконец, остается только набор воззрений, имеющих, с точки зрения обывателя, практическое значение. Теология превращается в натурфилософию, а религия - в демонологию, ибо каждый нормальный лесовик боится встречи с лешим или водяным, а степняк - с кара-чулмусом и албастом - духом-убийцей, давящим спящих в степи у костра или пронзающим их длинными медными ногтями (джезтырнак). Это духи природы, не покоренной человеком, но еще более страшен дух покойника: у русских - русалка, у тюрок - убур (упырь), высасывающий кровь у людей, бывших при жизни близкими покойнику. И поскольку многие люди либо видели этих чудовищ, либо ощущали их, не успев погибнуть благодаря заклинаниям или внезапному вмешательству соседей, то никакого сомнения в наличии болезнетворных существ, вызывающих то инфаркты, то анемию, то паралич, не возникало. Но ведь и мы недавно перестали сомневаться в существовании вирусов, хотя их можно видеть только через электронный микроскоп на экране, а не непосредственно. Естественно, признание наличия многочисленных вредных существ вызывало стремление оборониться от них, что было не под силу простым охотникам и скотоводам. Для борьбы с враждебными и невидимыми демонами требовались специалисты. По-тюркски их называли "бахсы", по-славянски - знахари, на современном академическом жаргоне - шаманы. Последнее название действительно имеет место у тунгусо-маньчжуров, но значение его иное, равно как и происхождение, принесенное из Индии, да и учение шаманизма- сложная система мистического атеизма (теория многослойности вселенной и божественного избранничествазападносибирских тюрок и угров, равно как и с политеизмом бурятской "черной веры"увела бы нас в сторону от нашей темы, поэтому оставим ее. Важнее другое - в древности эти народы имели религии: иногда оригинальный дуализм, в основе которого лежал не антагонизм, а синтез, взаимодополнение, а иногда заимствованные у проповедников. Хормуста - подарен уйгурам манихеями, Митра пришел от саков к монголам, Уч Ыдук (Троица) - наследие несторианэти культы интересовали степняков в то время, когда акматическая фаза переходила в инерционную, а при торжестве гомеостаза тот, кто хотел искать себе веру, обращался либо в православие, либо в ислам, либо - на восточной окраине Степи - в буддизм и бон (древнетибетскую религию). Культура тюрок Х-XII вв. размывалась так же, как их былая государственность: и было это прямым следствием этнической энтропии - естественной утраты пассионарности. Но демонологии этот упадок не касался. Для человека, находящегося в гомеостазе, важны не сложные построения теологов и философов, а окружающая его действительность, даже если он понимает ее не научно. Для него ошибка - в пределах законного допуска; уточнения для него чаще всего бессмысленные помехи. Поэтому столь устойчивы приметы, восходящие к древнему забытому знанию, хотя и искаженному губительным Хроносом, но сохранившемуся в осколках даже в урбанизированном мире. И не менее значительно другое: локализованность демонологических систем. Страшные демоны внутренней части Евразийского континента неизвестны в Англии, где нежить называется "маленький народец" - эльфы и феи, пляшущие лунными ночами в зарослях вереска, а духи убитых не высасывают кровь, а пугают обитателей старинных замков. Скандинавы боятся троллей, способных, по древней мифологии, победить богов Валгаллы. Китайцы различают пять степеней демонов: яр - привидение, мо - аморфная злая сила, туй - дух покойника, гуай - дух стихии, шен - аналог олимпийских божеств. И оборотни на окраинах континента разные: в Китае - лисы, в Германии - волки. Отсюда ясно, что демонология не имеет точек пересечения ни с теологией, ни с философией, а поэтому не может быть проповедана этносу, живущему в ином ландшафтном регионе, и, следовательно, для проблемы межэтнических контактов не актуальна. Демонологические концепции усваиваются лишь переселенцами от аборигенов, как любые навыки адаптации в новом ландшафте. ПРИМЕЧАНИЯ 1 См.: Тураев Б.А. История древнего Востока. Т. II. СПб., 1913. С. 92- 104. 2 Гумилевский Ф. Указ. соч. С. 45. 3 Последним защитником Перуна был великий князь литовский Ольгерд, но его дети и племянники приняли крещение (см. там же. С. 40-43). 4 Гумилевский Ф. Указ. соч. С. 53. 5 См.: Путешествие в восточные страны Плано Карпини и Рубрука. С. 157. 6 Шпренгер Я. и Инститорис. Молот ведьм.С.159-161. 7 От съезда князей в Любече (1097) до смерти Мстислава и отпадения Полоцка (1132) (см.: История СССР. Т. 1. С. 584). 8 См.: Рыбаков Б.А. Язычество древних славян.М.,1981.С.15-17. Страницы: «« « 599 600 601 602 603 604 605 606 607 608 609 610 611 612 613 614 615 616 617 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |