Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Гумилев Л.Н. - Исторические труды

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 776
Размер файла: 4526 Кб
Страницы: «« « 597   598   599   600   601   602   603   604   605  606   607   608   609   610   611   612   613   614   615  » »»

Епископы должны подражать примеру Спасителя... Вместо того чтобы предавать
еретиков смерти, следует ограничиться тем, чтобы исключить их из общения с
верными, а этих последних охранять от их влияния" (1043-1062)
Последнее осуществить не удалось. Гностическое учение привлекло на свою
сторону многих французских и бельгийских аристократов и массу
простолюдинов. В XI в. моральное разложение церковников сопрягалось с
веротерпимостью, хотя последняя была плодом отнюдь не милосердия, а лени и
равнодушия к делу служения. Стремление прелатов иметь помощниками людей
бездумных и безынициативных вело к тому, что многочисленные пассионарии
искали прибежища в сектах, а субпассионарии были для церкви тяжелым
балластом. Ничем хорошим это кончиться не могло.

Когда под влиянием соседних культур в этнической системе происходит раскол
поля, то в образовавшуюся щель, как в открытую рану, вползают вредоносные
"бактерии" и мешают естественному заживлению. Это общее правило, и так было
в Европе Х1-Х11 вв.

Началось с Испании. В 1031 г. пал Омейядский халифат, оплот иудеев на
Западе. Сменившие арабских халифов "вожди племен" (Мулюк аттава'иф) отнюдь
не были расположены к фаворитам низвергнутой династии. Исключением была
лишь Гренада (Гранада), которую тогда называли "еврейским городом"прочих мусульманских правителей евреи бежали в Кастилию. Там их охотно
приняли, ибо реконкиста была в разгаре и испанцы нуждались в пополнении
войск и городского населения. Евреям были предоставлены многие важные
привилегии, в том числе право гетто. Это была очень большая уступка, ибо на
кварталы, имевшие право гетто, законы королевства не распространялись;
жившие в гетто евреи судились по своим законам, своими судьями, что давало
им фактическую безнаказанность за преступления против христиан и за
пропаганду скептицизма, подрывавшего веру в христианские догматы.

Примеру кастильских королей последовали французские - Людовик VII и Филипп
Август, а вслед за ними арагонские, английские, сицилианские и другие
венценосцы. В результате общее настроение тогдашнего общества было "далеко
не христианским, а скорее скептическим и индифферентным"властям оказывали только свободные крестьяне, сельское духовенство и мелкие
феодалы, но руки их были связаны нависшей над ними ересью, представители
которой в XII в. перешли от слов к делам, пользуясь поддержкой королей.

С Х по XIII в. учение катаров и патаренов развивалось беспрепятственно. В
Италии, где феодалы были в угнетении, патарены держались в городах. Около
1163 г. в Милане патаренов было больше, чем католиков, да и активность их
была выше - так, в соборе во время проповеди был убит архиепископ. В 1184
г. Верона была полна патаренов, так что изгнанный папа Лючай II не нашел в
ней убежища, а в городе Спо-лето преобладали католики, кричавшие: "Смерть
патаренам и гибеллинам!"осуществить, патарены бежали во Францию или в Тулузу, потому что у графов
Тулузы все высшие должности находились в руках евреевпокровительство катарам. И не надо забывать, что к XII в. дворянство
Лангедока и Прованса состояло из потомков крупных землевладельцев, купивших
латифундии в IX-Х вв., т.е. богатых еврейских работорговцев-рахдонитов,
своевременно перешедших в католичество. Обратившись в новую веру, эти
дворяне, потомки купцов, называвшие себя ткачами, вели себя все более
активно. В "Анналах" Барония под 1183 г. описаны "котерелли", действовавшие
во Франции таким образом: "Они поджигали храмы, ловили священников и
благочестивых людей, водили их с собой, мучили и при этом со смехом им
говорили: "Пойте, пойте, певцы!" Эти слова сопровождали оплеухами и ударами
толстыми палками. Те же "котерелли" грабили церкви, со злобой выкидывали
тело Господне из золотых сосудов на землю и растаптывали эту святыню
ногами"периода альбигойской войны, которая началась задолго до того, как был
объявлен призыв к крестовому походу на еретиков, И как всегда, поиски
виновного в развязывании войны не дают результата.

Итак, Западная Европа в XI-XII вв. была куда менее монолитна в культурном,
религиозном, политическом плане, нежели в веке XIX. Удивляться нечему.
Развитие цивилизации - это процесс уравнивания, подобный тому, что
осуществлял в Древней Элладе покойный Прокруст. На популяционном уровне
этот процесс затягивается до 1200 лет. Так, если отбросить от нашего
времени 800 лет, легко представить мозаичность средневековой Европы. Это
был "век самоуправства и беззакония"
Ну вот и ответ на вопрос, поставленный выше. Чтобы примкнуть к Западу, надо
было решить: к какому? К альбигойцам Тулузы? К папам Рима и их союзникам,
вскоре названным вельфами (в Италии - гвельфы)? К императорам, копившим
награбленные богатства в замке Трифельс? Вот каков был выбор, ибо такие
провинциальные городки, как Париж, Лондон, Толедо, Барселона, в счет не
шли.

Но ведь контакты должны быть обоюдными. Разве можно было уговорить папу
отказаться от приоритета во всех автокефальных церквах и права разрешать от
клятв, прощать грехи за деньги и владеть богатыми землями? Паписты были
беспощадны к грекам и к полабским славянам - лютичам. Идти на контакт с
ними было смерти подобно! Но ведь это была половина Европы!

А немецкие императоры франконской и швабской династий и их сторонники -
гибеллины? Эти талантливые и жестокие полководцы опирались на бессовестных
авантюристов, оплачивая их еврейскими деньгами, получаемыми с богатых гетто
прирейнских городов. Их режим был основан только на силе и отчасти на
дипломатии. С еретиками они расправлялись еще более жестоко, чем паписты, а
при захвате Сицилии вероломство и свирепость Генриха VI скомпрометировали
немецкую нацию в глазах итальянцев и французов. И Тевтонский орден, только
что захвативший Пруссию и грозивший стать передовым отрядом "натиска на
восток", был созданием императорской партии, как тамплиеры -папской. А кто
из них для соседей был хуже - сказать не берусь.

Ну, уж об альбигойцах и говорить нечего. Их целью была аннигиляция "злого
мира", а христиане и язычники равно хотели его сохранить и украсить.
Поэтому проповедь негативизма могла иметь успех в тогдашней Болгарии, но не
на Руси.

Страницы: «« « 597   598   599   600   601   602   603   604   605  606   607   608   609   610   611   612   613   614   615  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Гумилев Л.Н., Исторические труды