Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Гумилев Л.Н. - Исторические труды

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 776
Размер файла: 4526 Кб
Страницы: «« « 594   595   596   597   598   599   600   601   602  603   604   605   606   607   608   609   610   611   612  » »»

совместил русский порок - пьянство - с восточным, противоестественным.
Тамара не стерпела и выслала мужа в Константинополь, богато его обеспечив.
Однако Юрий Андреевич деньги быстро пропил, вернулся в Грузию через Эрзерум
и поднял восстание. Самое удивительное в том, что почти половина Грузии
стала на его сторону; значит, они считали претендента своим. Тамара
победила. Грузинские князья сдались и привели самого Георгия Руси. Тамара
отпустила его на Русь, но суздальские князья были непреклонны и не приняли
Юрия. Тогда он женился на половецкой хатун, в 1193 г. приехал в Арран и при
помощи местного ата-бека снова вторгся в Грузию, но был разбит и пропал без
вести. Этнический контакт не состоялся.

Сложнее обстояло дело с романо-германскими католическими странами, включая
славянскую Польшу. Здесь даже дружба на уровне этноса не могла
осуществиться, несмотря на политические союзы, упомянутые выше. Русские
считали своими греков, грузин, карелов, ижору, но не шведов, немцев,
французов, итальянцев, несмотря на незначительность различий в
теологической догматике, в тонкостях, недоступных подавляющей массе народа,
да и знати. Ощущение преобладало над философским пониманием, как, впрочем,
и на Западе.

Католики не считали греков, болгар и русских за единоверцев, причем это
отчуждение, впервые проявившееся в 858- 867 гг., через 300 лет превратилось
в религиозную войну против православных. Пользы от этой войны не было ни
той, ни другой стороне; смысл ее был не ясен даже ученым - современникам
событий.

Митрополит Иоанн IV (1080-1089) писал папе Григорию VII (1073 - 1085): "Не
знаю, как произошли соблазны и преткновения на божественном пути и отчего
они не исправляются? Не могу довольно надивиться, какой злой дух... враг
истины и противник единодушия, отчуждает братскую любовь вашу от целого
христианского стада, внушая, что мы не христиане. Но мы сначала всегда
почитали вас христианами... хотя вы во многом от нас отличаетесь"
Папа же в 1075 г. утвердил "королем русским" Изяслава на каких-то особых
условиях, которые он не рискнул доверить пергаменту. Он писал, что его два
посла "на словах изъяснят вам, что есть и чего нет в письме"можно сомневаться в том, что тайная речь шла о подчинении папскому престолу
и разрыве с греческой патриархией. Но Григорий VII умер в изгнании, а
Изяслав после смерти брата-соперника вернулся в Киев в 1077 г. Надобность в
западной помощи отпала.

А что было бы, если бы немцы, венгры и поляки посадили на золотой стол
киевский своего ставленника, показывает пример Галича, захваченного
венграми, где в короткое правление венгерского короля Коломана был выгнан
православный епископ, церкви обращены в костелы, а народ принуждали к
латинствувернуло Галичу и политическую, и религиозную свободу. Контакт с папством
явно не удавался.

По сути дела неудачи католической пропаганды среди славян происходили от
двух причин: латинская Библия была непонятна славянам и пруссам, а переводы
ее не допускались; поэтому убеждение заменялось принуждением, а о последнем
прекрасно сказал Адам Бременский в своей "Истории церкви", написанной около
1070 г.: ''Прибалтийские славянские племена, без сомнения, давно были бы
обращены в христианскую веру, если бы не препятствовало тому корыстолюбие
саксонцев, душа которых чувствует больше охоты к десятинам, чем к обращению
язычников. Они новообращенных христиан в Славонии сперва возмутили
корыстолюбием, потом, покорив, довели до бунта жестокостью и теперь,
домогаясь только денег, не радят о спасении тех, кто и захотел бы
уверовать"
Вот и ответ на письма митрополита Иоанна IV к папе Григорию VII, героически
исправлявшему нравы западной церкви, но бессильному против явлений природы,
в том числе этногенеза. В XII в. пассионарное напряжение романо-германской
Европы достигло акматической фазы, а славянская и греческая Европа уже
растеряла былую энергию, миновала даже инерционную фазу и жила только за
счет накопленных богатств и традиций. Однако богатства растрачивались, а
традиции забывались; близилось падение Константинополя и основание Риги.

Руси повезло больше, чем западным славянам и грекам. Те и другие прикрывали
ее своими телами, а князья Рюрикова дома могли спокойно сводить личные
счеты и в усобицах опустошать свою собственную страну; что же касается
теологических диспутов с католиками, то русичи от них уклонялись, прекрасно
понимая, что дело не в богословии, а в войне. И она началась в XIII в.,
когда против православия был объявлен крестовый поход (см. гл. XXII).

Европейцы наступали планомерно. В 1204 г. французы и венецианцы взяли и
разграбили Константинополь и Фессалоники, но в 1205 г. были остановлены
болгарами и куманами, после чего Латинская империя и "Заморская земля"
(Палестина) перешли к обороне и в конце XIII в. были ликвидированы.

Немцы и шведы тянулись к богатому Новгороду, но его спас Александр Невский
в 1240-1242 гг. За эти полвека новорожденная Монголия справилась со своими
степными противниками: меркитами, куманами и болгарами, но не сделала даже
попытки закрепиться в Русской земле. Из Руси монгольские войска ушли в 1241
г. Хронологическое совпадение католического нажима на православие и
пассионарного толчка в Монголии случайно.

Двадцать лет Русская земля, распавшаяся на восемь "полугосударств", по
существу суверенных государств, - суперэтнос, основанный на постепенно
забываемой традиции, - находилась в одиночестве, окруженная врагами и
утратившая друзей. Но мало этого, большая часть населения Руси была
настроена враждебно к тому порядку, который был основан на православии,
княжеском авторитете и общерусском патриотизме. Это были упорные язычники и
лицемерные двоеверы. Подати они платили, но любви к государственным началам
не питали. Без них князья не могли существовать, но опираться на них было
более чем опасно. Монголы и немцы находили среди них помощников, не
считавших себя предателями, ибо князьям они подчинялись поневоле. И не
удивительно, что Русская земля в XIV в. развалилась на части. Новгородская
республика выделилась в неполноправного члена Ганзы, Киевскую землю

Страницы: «« « 594   595   596   597   598   599   600   601   602  603   604   605   606   607   608   609   610   611   612  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Гумилев Л.Н., Исторические труды