Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Гумилев Л.Н. - Исторические труды

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 776
Размер файла: 4526 Кб
Страницы: «« « 608   609   610   611   612   613   614   615   616  617   618   619   620   621   622   623   624   625   626  » »»

комплиментарность отрицательной нет ни повода, ни основания.

Несколько по-иному сложились отношения тюрок с арабами на Ближнем Востоке.
Мусульмане требовали смены веры: это в те времена означало, что Кок-Тенгри
(Голубое Небо) надо было называть Аллахом (Единственным). Тюрки охотно
принимали такую замену, после чего занимали важные должности, если они были
рабами-гулямами, или получали пастбища для овец, если они оставались
свободными скотоводами. В последнем случае возникал симбиоз, со взаимной
терпимостью и даже уважением, хотя культурные персы находили тюрок
"грубыми".

Острые коллизии возникали лишь в крайних случаях, например, при подавлении
восстаний зинджей или карматов, при войнах с дейлемитами и при дворцовых
переворотах. Но и тут многие арабы и даже персы предпочитали тюрок
сектантам и грабителям. А уж когда туркмены-сельджуки загнали греков за
Босфор, а куманы-мамлюки сбросили крестоносцев в Средиземное море,
взаимопонимание восстановилось, и обновленный суперэтнос нашел в себе силы
для самоутверждения.

Византия взаимодействовала с кочевниками двояко: на своей родине греки
пользовались помощью тюркютов в VII в., печенегов -в Х в., половцев - в
XI-XIII вв., на чужбине, где эмигрировавшие из Византии несториане обратили
в христианство много монгольских и тюркских племен, часть оседлых уйгуров и
часть хорезмийцев, а православные миссионеры крестили Болгарию, Сербию и
Русь, возникал уже не сдержанный симбиоз, а инкорпорация: крещеных тюрок
принимали как своих. Убежище от монголов последние половцы, преданные
венграми, нашли в Никейской империи.

Видимо, аналогичная положительная комплиментарность должна была иметь место
в Древней Руси. Так оно и было, как мы вскоре увидим.

В отличие от восточных, западные христиане - католики - относились к
евразийским степнякам совсем иначе. В этом они напоминают скорее китайцев,
а не персов, греков и славян. При этом важно, что политические конфликты
между обоими суперэтносами были эпизодичны и куда менее значительны, чем
войны гвельфов с гибеллинами. Просто существовало убеждение, что гунны и
монголы - грязные дикари, а если греки с ними дружат, то ведь восточные
христиане "такие еретики, что самого Бога тошнит". А ведь с испанскими
арабами и берберами в Сицилии европейские рыцари воевали постоянно, но
относились к ним с полным уважением, хотя африканцы заслуживали его не
более, чем азиаты. Оказывается, сердце сильнее рассудка.

И, наконец, Тибет. В этой горной стране бытовали два мироощущения:
древнеарийский культ Митры - бон - и разные формы буддизма - кашмирская
(тантризм), китайская (чан-буддизм созерцания) и индийские: хинаяна и
махаяна. Все религии были прозелитическими и распространялись в оазисах
бассейна Тарима и в Забайкалье. В Яркенде и Хстане утвердилась махаяна,
быстро вытесненная исламом, в Куче, Карашаре и Турфане - хинаяна, мирно
уживавшаяся с несторианством, а в Забайкалье симпатии обрел бон - религия
предков и потомков Чингиса. С христианством бон ладил, но китайских учений
монголы и тибетцы не принимали, даже чан-буддизма. Это не может быть
случайным, так что с Тибетом у степняков комплиментарность была
положительной.

Как видим, проявление комплиментарности не зависит от государственной
целесообразности, экономической конъюнктуры или от характера идеологической
системы, потому что сложная догматика недоступна пониманию большинства
неофитов. И все же феномен комплиментарности существует и играет в
этнической истории если не решающую, то весьма значительную роль. Как же
его объяснить? Сама собой напрашивается гипотеза биополей с разными
ритмами, т.е. частотами колебаний. Одни совпадают и создают симфонию,
другие - какофонию: это явно явление природы, а не дело рук человеческих.

Конечно, можно игнорировать этнические симпатии или антипатии, но
целесообразно ли это? Ведь здесь кроется ключ к теории этнических контактов
и конфликтов, и не только III-XII вв.

Тюрко-монголы дружили с православным миром: Византией и ее спутниками -
славянами. Ссорились с китайскими националистами и по мере сил помогали
империи Тан, или, что то же, этносу табгачей, за исключением тех случаев,
когда при императорском дворе в Чанъани брали верх китайские грамотеи.

С мусульманами тюрки уживались, хотя это и вело к образованию химерных
султанатов, больше среди иранцев, чем среди арабов. Зато агрессию
католической романо-германской Европы тюрки остановили, за что до сих пор
терпят нарекания.

На этих невидимых нитях выстраивалась международная обстановка вокруг
берегов Каспийского моря перед выступлением монголов. Но и после
монгольских походов констелляция изменилась лишь в деталях, отнюдь не
принципиальных, что может проверить любой читатель, знакомый с элементарной
всеобщей историей.

107. НЕПОЛНОЦЕННЫХ ЭТНОСОВ НЕТ!

Теперь, когда весь арсенал этнологической науки в наших руках, и мы знаем о
невидимых нитях симпатий и антипатий между суперэтносамипоставить точки над i в вопросе о "неполноценности" степных народов и
опровергнуть предвзятость европоцентризма, согласно которому весь мир -
только варварская периферия Европы.

Сама идея "отсталости" или "дикости" может возникнуть только при
использовании синхронистической шкалы времени, когда этносы, имеющие на
самом деле различные возрасты, сравниваются, как будто они сверстники. Но
это столь же бессмысленно, как сопоставлять между собой в один момент
профессора, студента и школьника, причем все равно по какому признаку: то
ли по степени эрудиции, то ли по физической силе, то ли по количеству волос
на голове, то ли, наконец, по результативности игры в бабки.

Но если принять принцип диахронии - счета по возрасту - и сравнить

Страницы: «« « 608   609   610   611   612   613   614   615   616  617   618   619   620   621   622   623   624   625   626  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Гумилев Л.Н., Исторические труды