Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Гумилев Л.Н. - Исторические труды

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 776
Размер файла: 4526 Кб
Страницы: «« « 613   614   615   616   617   618   619   620   621  622   623   624   625   626   627   628   629   630   631  » »»

начинается второй полуисторический, т.е. легендарный, период монгольского
этногенеза, ознаменованный появлением легенды, в правдивости которой сами
монголы сомневались. Прародительница монгольского этноса Алан-Гоа родила
двух сыновей от мужа и трех от светлорусого юноши, приходившего к ней в
полночь через дымовое отверстие юрты и уходившего с рассветом, словно
желтый пес. Зачатие якобы происходило от света, исходившего от юноши и
проникавшего в чрево вдовы. Обыкновенное чудо.

От этого странного, даже для современников, союза родился Бодончар, судя по
описанию - типичный пассионарий, сначала считавшийся... дурачком. Ему
приписано и изобретение охоты с прирученным соколом, и подчинение какого-то
соседнего племени, т.е. установление неравенства, и введение некоего
родового культа, описанного крайне расплывчато. К Бодончару возводили свою
генеалогию многие монгольские родовые подразделения, в том числе
Борджигины, что значит "синеокие". Считалось, что голубизна глаз и
рыжеватость волос были следствием происхождения от "желтого пса".

Попробуем интерпретировать легенду. В ней констатированы факт этнического
смешения двух субстратов и повышенная активность возникшей популяции. До
этого на берегах Онона жили племена, не обращавшие на себя ничьего
внимания, т.е. находившиеся в фазе этнического гомеостаза. Хозяйство их
было натуральным, формы общежития - традиционными, воззрения -
унаследованными от предков и постепенно забываемыми. Даже общение между
исходными этническими субстратами шло вяло. Ради желанного покоя они
предпочитали не встречаться, а тем более ничего не знать друг о друге. Но
при внуках Бодончара, родившегося не раньше 970 г.формообразования этноса. Появилось деление на новые родовые группы,
возникшие из чресл Алан-Гоа, - нирун - и древние - дарлекин. Внезапно стали
известны имена вождей, еще не ханов. Буквальное название их - "сидящие во
главе", т.е. "председатели"Бодончара, отец основателей самых видных родов (ноянкин, тайджиут, аралуд,
куят-гергес, хабурход, сунид, хонгхотан и оронар). Монгольских родов
становилось больше, росла и их численность.

За это время внутри монгольских родов произошла оригинальная социальная
дифференциация. К именам тех или иных монголов присоединяются своеобразные
эпитеты: багадур (батур) - богатырь; сэчэн (сэцэн) - мудрый; мэргэн -
меткий; бильге - умный; бохо (боко) - сильный; тегин (тюркск.) - царевич;
буюрук (тюркск.) - приказывающий; тайши (кит.) - член царского рода; сёнгун
(кит.) - наследник престола; а жены их величаются: хатун и беги
Нетрудно заметить, что основная часть этих эпитетов, являющихся титулами,
связана не с аристократическим происхождением, ибо все монголы происходили
от Алан-Гоа и Бур-тэ-Чино (лани и волка), и не с богатством, то
появлявшимся, то исчезавшим, а с личными деловыми качествами. Из аморфного
гомеостатичного состояния иргэн (племя или подплемя) перешел в новое,
активное состояние - превратился в систему, где все способности членов
мобилизованы. Человек как таковой стал элементом, составляющим иргэн, что
налагало на него определенные обязанности, но и давало ему защиту и место
под солнцем. За обиду члена иргэна должен был вступиться весь иргэн; за его
преступление тоже отвечали все сородичи. Понятие коллективной
ответственности стало для монголов поведенческим императивом. На этой
основе кристаллизуются права, определяемые степенями и градациями
родственных отношений, и обязанности, исчисляемые в связи со способностями
члена племени. Это типичный случай становления первой фазы этногенеза,
столь похожий на появление феодализма в государстве Каролингов, что даже
была сделана попытка назвать организацию монгольского общества кочевым
феодализмом
Обычно для захвата чужих земель нужна крепкая военная организация, чтобы
преодолеть сопротивление аборигенов. Но монголам помогла сама природа.
Великая засуха Х в. кончилась, и граница ковыльных степей поползла от
берегов Шилки на юг, к Онону и Керуленуоживлявшихся кустами эфедры, снова, как в эпоху Тюркютского каганата, стали
пастись стада сайгаков и джейранов, забегали крупные зайцы-русаки, вырыли
себе норы сурки и суслики. Жить здесь стало легко и сытно, а первыми, кто
освоил степные пространства вплоть до пустыни Гоби, были предки монголов.

На берегах бурной Селенги поселились кераиты; к югу от Керулена -
отуз-татары, т.е. тридцать родов; южнее Байкала, на склонах Хамар-Дабана, -
воинственные меркиты, а западнее их - многочисленные ойраты; самым западным
монголоязычным племенем в Западной Монголии были найманы, пришедшие сюда не
из Сибири, а из Семиречья и Джунгариикара-китаев, вытесненных в 1125 г. со своей восточной родины пассионарными
чжурчжэнями. Из-за различия в происхождении, культуре и исторической судьбе
наиманы весьма отличались от восточных монголов, в том числе кераитов.
Судьба этих северных племен, задетых пассионарным взрывом и прошедших в XI
в. свой инкубационный период, сложилась иначе.

Но ведь ничего подобного не было во времена Бодончара, т.е. первого
поколения потомков Алан-Гоа и "желтого пса". Братья обобрали Бодончара и
выгнали его. Чтобы подчинить себе пришлое племя, Бодончар только уговаривал
своих братьев, так же как и мать, на время прекратить ссоры. Никакого
общественного императива не заметно - только близорукий эгоизм и личные
капризы, без понимания общих задач. И это в конце Х века!

К этому необходимо добавить, что прирост населения в XI в. резко
увеличился. В начале XII в. монголам уже мало долины Онона. Они
распространяются на запад - к Хилку и нижней Селенге, где наталкиваются на
храбрых и воинственных меркитов, мало затронутых пассионарным толчком, но
хранящих традиции предков - самодийцев.

Монголам становится тесно в своей стране, и они делают то, что в таких
случаях обычно предпринимается, - выбирают верховного владыку - хагана
(хана). Им стал Хабул - представитель восьмого поколения потомков Алан-Гоа
и "желтого пса". Он царствовал в 30-40-х годах XII в. Именно тогда
закончился инкубационный период монгольского этногенеза и началась
монгольская история.

Теперь вернемся к проблеме "желтого пса". Вряд ли стоит толковать миф

Страницы: «« « 613   614   615   616   617   618   619   620   621  622   623   624   625   626   627   628   629   630   631  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Гумилев Л.Н., Исторические труды