Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Гумилев Л.Н. - Исторические труды

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 776
Размер файла: 4526 Кб
Страницы: «« « 619   620   621   622   623   624   625   626   627  628   629   630   631   632   633   634   635   636   637  » »»

пойманный таймень? Позови своих турхаудов (стражу)". Совет был мудр, но
неисполним. Тэмуджин был сыном не царя или феодального сеньора, а богатыря,
все богатство которого заключалось в его энергии и незаурядных
организаторских способностях.

Соплеменники Есугея эти способности ценили, ибо им было удобно переложить
ответственность за военные действия, которые производились ежегодно, на
плечи человека не чужого и не очень близкого. Но как часто бывает, они не
испытывали к своему вождю ни любви, ни привязанности, а уважение - не
гарантия верности, особенно в случае внезапной беды. Юный наследник
погибшего богатыря был никому не нужен и не интересен.

Однако среди монгольских знатных родовичей нашлись люди добросердечные.
Таким оказался глава племени тайджиутов Таргутай-Кирилтух. Он посетил
кочевье Есугея и привел к себе юного Тэмуджина, чтобы "учить его, как учат
трехлетнего жеребенка". Таргутай-Кирилтух помог ему перенести горечь
потери, не помышляя о том, что это через много лет избавит его от
мучительной смерти. Но Таргутай-Кирилтух был не хаганом, а лишь нойоном в
своем племени. Он мог советовать, а не повелевать; советы же, даже если их
выслушивают, редко принимают к исполнению. Именно такую свободу обеспечивал
древний родовой строй, при котором общественное мнение направляется не
политическими расчетами мудрых старейшин и энергичных вождей. Подчас
решающее значение приобретает мнение капризных женщин и их слуг. Они могут
безнаказанно совершать безответственные поступки, отнюдь не задумываясь над
их последствиями.

Так было и в этом случае. Прошла зима, память о заслугах Есугея померкла...
и тогда началось
     ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Кычапов Е.И. Очерки истории тангутского государства.М..1968. С.
253-256.

2 Лубсан Данзан. Алтан тобчи ("Золотое сказание"). Пер. с монг. (далее:
Алтан тобчи).М., 1973. С. 18.

3 Пэрлэз X. Собственно монгольские племена в период Киданьской империи
(907--II 25). Труды XXV Международного конгресса востоковедов. Т. V. 1962.
С. 314.

4 См.: Владимирцов Б.Я. Общественный строй монголов.Л.,1934. С.74.

5 Там же. С. 74.

6 См.: Гумилев Л.Н. История ритма кочевой культуры Срединной Азии. Опыт
историко-географического синтеза//Народы Азии и Африки. 1966. №4. С. 85-94;
он же. Изменения климата и миграции кочевников//Природа. 1972. №4. С.
44-52.

7 См.: Гумилев Л.II. Поиски вымышленного царства. С. 136-139. Л.Л.
Викторова (Монголы. М., 1980. С. 5) относит найманов к тюркам, но не
приводит доказательств. Поясняю: казахский род найман одноименен с
найманами XII в., но не идентичен им.

8 Буквально: "пять чи и три цуня" (пересчет мой. - Л.Г.).

9 Мэн-да Бэй-лу. С. 48.

10 Histoire de Mogols el des Tatares par Aboul Ghazi Bahadour Khan,
publiee, traduite el annotee par Baron Demaison. SPb., 1874. Т. 11. P. 72,
Cahun L. Introduclion a l'histoire de l'Asie. Paris, 1896. P. 201.

11 См.: Гумилев Л.Н. Поиски вымышленного царства.С.101-102.

12 См.: Гумилев Л.Н., Кузнецов Б.И. Бон.С.72-90.

13 Легенда о царевиче Сиддарте - Будде в христианском варианте - апокриф,
игнорирующий хронологию (см.: Настольная книга священнослужителя. М., 1978.
Т. II. С. 297). Буддисты считают Иисуса Христа бодисатвой, воплощением
Авалокиты.

14 Банзаров Д. Черная вера; ср.: Гумилев Л.Н. Древнемонгольская религия;
Веселовский Н. О религии татар по русским летописям //Журнал Министерства
народного просвещения. Новая серия. № 1. Отдел 2. Пг„ 1916.

15 См.: Палладий (Кафаров). Старинное монгольское сказание о Чингис-хане
(Юань-чао-ми-ши) //Труды членов Российской духовной миссии в Пекине (далее:
Палладий). Т.IV. СПб., 1866.С. 172-173.

16 Васильев В.П. История и древности восточной части Средней Азии (Чжао
Хун) //Труды Восточного отделения Имп. Археологического обще-ства. Ч. 4.
СПб., 1857. С. 96.

17 Рашид-ад-Дин. Т. 1. Кн. 2. /Пер. О.И. Смирновой. С. 35- 36.

18 Даты этих событий у Рашид-ад-Дина нет. Приурочивая их к началу войны, мы
руководствуемся логикой событий.

19 См.: Бичурин Н.Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии
в древние времена: В 2 т. Т. 1. М.; Л., 1950. С. 378.

20 Рашид-ад-Дин.Т.1.Кн.2.С.37-40.

21 Там же. С. 41; вариант сообщения см. там же. Т. 1. Кн. 1. С. 104. Об
особенностях составления "Сборника летописей" см.: Гумилев Л.Н. Поиски
вымышленного царства. С. 239-240.

22 См.: Козин С.А. Сокровенное сказание. Монгольская хроника 1240 г.
(далее: Сокр. ск.).М.;Л„ 1941.

Страницы: «« « 619   620   621   622   623   624   625   626   627  628   629   630   631   632   633   634   635   636   637  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Гумилев Л.Н., Исторические труды