Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Гумилев Л.Н. - Исторические труды

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 776
Размер файла: 4526 Кб
Страницы: «« « 614   615   616   617   618   619   620   621   622  623   624   625   626   627   628   629   630   631   632  » »»

буквально. Антропоморфизм и зооморфизм всего лишь метафоры, свойственные
устному творчеству. Сами монголы и тибетцы считали светоносного юношу,
преображающегося в пса, литературным образом, иносказанием. Значение же его
ясно: монголы отметили и датировали путем счета поколений дату рождения
своего этноса, или смену эпохи. Рождение Бодончара было для них
исторической вехой, как для арабов - хиджра, с той лишь разницей, что они
вели отсчет не по астрономическому, а по биологическому календарю. Ныне так
считают своих мух генетики.

И наконец, пассионарный толчок описан как облучение плода в утробе. Это
именно тот феномен, который порождает мутации. Выдумать такое невозможно, а
поверить женщине, утверждающей это, трудно. По-видимому, сами монголы Х в.
относились к рассказу Алан-Гоа скептически. Но когда ее потомки захватили
сначала влияние, а потом власть, стало безопаснее не спорить. А еще позднее
легенду стали воспринимать как сказку, потому что фольклористика и
биофизика еще более несовместны, чем гений и злодейство.

Но мутационный импульс не может изменить только один, да еще поведенческий,
признак. Разброс признаков обязателен... и он действительно имел место. Об
отличии внешности Борджигинов от прочих кочевников говорят два автора:
китаец Чжао Хун и тюрк Абуль-Гази. "Татары не очень высоки ростом. Самые
высокие... 156-160 см
Лица у них широкие, скулы большие. Глаза без верхних ресниц. Борода редкая.
Тэмуджин высокого и величественного роста, с обширным лбом и длинной
бородой. Личность воинственная и сильная. Этим он отличается от других"У Борджигинов глаза "сине-зеленые (pers)..." или "темно-синие, где зрачок
окружен бурым ободком"и на деталях наружности Борджигинов, что снимает сомнение в ее наличии. А
какова была ее роль - увидим.

Ареал пассионарного толчка охватил Приамурье, Уссурийский край и Восточное
Забайкалье. Восточные соседи монголов - чжурчжэни - овладели Северным
Китаем до р. Хуай. Западные соседи монголов в долинах Селенги и Ангары
оказались вне пределов действия толчка, захватившего монголов и татар в
междуречье Онона и Керулена. Приняв этот тезис, мы можем легко объяснить
подъем активности восточных кочевников, обитавших в степях менее обильных,
чем западные. До сих пор этот факт не находил объяснения в литературе, но
без введения понятия "биосфера" удовлетворительного объяснения и нельзя
было найти.

Перейдем к истории монголов. Темп ее был поразительно быстрым. Хабул
родился около 1100 г., восемь поколений прожило и умерло за 130 лет. Это
значит, что монголы воспроизводили потомство в 16-18 лет, после чего быстро
уступали место молодежи. Конечно, тридцатилетних воинов не списывали в
запас по старости, но, видимо, редкие мужи доживали до этого возраста. Они
гибли в постоянных войнах, успевая лишь зачать сыновей, тоже обреченных на
раннюю гибель. И если при столь неблагоприятных условиях монгольский этнос
не исчез и не стал подневольным племенем у сильных соседей, то, значит,
монголы имели силы и способности к сверхнапряжению, благодаря чему они шли
от победы к победе. Именно эти качества мы определяем как последствия
возникшей пассионарности в инкубационном периоде возникающего этноса. В
начале XII в. монгольский этнос стал уже фактом Всемирной истории, так что
жертвенность юных предков, имена которых не сохранились, принесла свои
плоды.

112. ВОЗНИКНОВЕНИЕ РАЗНООБРАЗИЯ

Происшедший в XI в. пассионарный толчок коснулся не только чжурчжэней и
монголов. Он не мог не затронуть их соседей, обитавших в ареале толчка.
Татары, жившие южнее Керулена, и кераиты, кочевавшие по берегам Толы, также
испытали подъем пассионарного напряжения. На беду, географическое положение
их было не столь благоприятно, как у монголов. У них был мощный и
неприятный сосед - киданьская империя Ляо. В 1100 г. в Степи шла постоянная
война между кочевниками (кидани их называли цзубу)войсками, причем последние, имея тылы и базы, не могли не победить.

В этой войне многие народившиеся татарские пассионарии сложили головы, но
успели перед этим оставить потомство, которое дождалось часа гибели
ненавистного Ляо. Следуя принципу "враги наших врагов - наши друзья",
татары подружились с чжурчжэнями, победившими киданей. Это была крайне
близорукая политика, потому что чжурчжэни унаследовали политическую линию
киданей - борьбу с Великой степью. Чжурчжэньские "алтан-ханы" (титул,
обозначавший "золото" и эквивалентный китайскому Кинь) не любили татар, но
использовали их против кераитов и монголов, которых татары рассматривали
как естественных соперников в борьбе за право господствовать над Степью.

К политической вражде добавилась еще религиозная. В 1109 г. кераиты приняли
христианство по несторианскому исповеданию. Несколько раньше монголы
обратились в тибетскую религию бон - почитание солнечного божества Митры,
покровителя верности и доблестичжурчжэням, полюбили индийское учение шаманов, которых они называли
тюркским словом "кам". Энергия пассионарного напряжения, одинаковая во всем
своем ареале, повела к образованию трех оригинальных систем, война между
которыми была неизбежна.

Религиозная принадлежность сама по себе не ведет к военным столкновениям,
но при наличии конфликтной ситуации она является подобием лакмусовой
бумажки, определяющей наличие кислот и щелочей. Несторианское христианство
было "белой верой", противостоявшей "желтой вере" - буддизму, несмотря на
то, что царевич Сиддарта, или Шакьямуни Будда, был признан святым царевичем
Иосафомхарактере мироощущения. Ментальность буддистов и несториан была различна,
но христианство не шокировало последователей религии бон (от инд. "пунья" -
небо). Митра (по-монгольски Мизир) был для верующих и неверующих как любой
закон природы. Он карал не за военные уловки, хитрость и жестокость, а
только за обман доверившегося, т.е. за нарушение договора. Христиане,
отнюдь не одобрявшие поступок Иуды, хотя он просто донес властям, где
искать "преступника", не имели противоречий с митраистами по этому самому
главному в тех условиях вопросу. Почитание не самого Митры, а его принципа

Страницы: «« « 614   615   616   617   618   619   620   621   622  623   624   625   626   627   628   629   630   631   632  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Гумилев Л.Н., Исторические труды