Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Гумилев Л.Н. - Исторические труды

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 776
Размер файла: 4526 Кб
Страницы: «« « 620   621   622   623   624   625   626   627   628  629   630   631   632   633   634   635   636   637   638  » »»

23 Васильев В.П. История и древности...С. 227.

24 Там же.

25 Окин - девушка (монг.)

26 Рашид-ад-Дин. Т.1.Кн.2.С.32-33.

27 Палладий. С. 173.

28 Рашид-ад-Дин. Т. 1. Кн. 2. С. 129. Сокр. ск. §53.

30 См.: Козлов П.К. Монголия и Кам. М.,1947.С.83- 84.

31 В манифесте указано, что монголы и татары ранее нападали на северные
границы империи Кинь, а ныне вступили в союз с киданями и тангутами
(Си-Ся). Палладий считает эти сведения выдумкой чжурчжэньских дипломатов,
уловкой для дезориентации империи Сун, против которой готовили главный удар
(Палладий. С. 173).

32 Рашид-ад-Дин. Т. 1. Кн. 2. С. 23-24.

33 Там же. С. 42-43.

34 Сокр. ск. §57.

35 Вопреки тому, что утверждает Рашид-ад-Дин (T.I. Кн. 2. С. 43-44).
Китайские и монгольские источники не подтверждают его беспочвенных
сентенций, направленных на угождение тщеславного заказчика - хана Олджейту,
в ущерб исторической истине.

36 Сокр. ск. §58.

37 См.: Гумилев Л.Н. Поиски вымышленного царства. С. 154 (приведен разбор
литературы вопроса) -

38 См.: Окладников А.П. Далекое прошлое Приморья. Владивосток, 1959.С.236.

39 Хронология последующих событий приблизительна. Чжао Хун сообщает, что в
XII в. монголы еще не имели 60-летнего цикла, а отсчитывали "один год,
когда зеленеют травы" (Мэп-да Бэй-лу. С. 49). В "Тайной истории" первая
точная дата - год курицы - 1201 г., тогда как тюрки применяли циклический
календарь уже в VIII в. (см.: Гумилев Л.П. Древние тюрки. С. 320-321). Это
говорит о полном разрыве традиции, т.е. о начале нового этногенеза.
Фенологический календарь употребляется этносами, непосредственно связанными
с природой, но игнорирующими историю. Для этого восприятия времени
достаточна постоянная повторяемость, а не линейная протяженность (см.:
Гумилев Л.Н. Этнос и категория времени//Доклады Географического общества
СССР. Вып. 15. Л., 1970. С. 143-157). По как только людям требуется
осознание себя во времени, с последовательностью событий, они вводят либо
линейный счет по правителям, либо циклический календарь. То и другое
говорит о переходе от гомеостаза к динамическому развитию. У монголов этот
переход состоялся в конце XII в.


XIX. Утраты

117. ГОРЕЧЬ СИРОТСТВА

Весной 1172 или 1173 г., вдовы Амбагай-хана Орбай и Сохотай, согласно
обычаю, поехали на кладбище - в "Землю предков", чтобы совершить
традиционную тризну. Оэлун поехала тоже, но случайно запоздала и крайне
огорчилась, увидев, что ее не подождали. Она обратилась к женщинам с
упреками; те ответили, что она не заслуживает приглашения и что они не
желают иметь с нею никаких отношений. Казалось бы, это пустяк, но, как ни
странно, именно женская ссора оказалась выражением настроений масс, которые
не замедлили воспользоваться случаем. Они откочевали вниз по реке Онон,
покинув семью Есугея на произвол судьбы.

По сути дела, поступок монголов-тайджиутов был не только гнусной
неблагодарностью, но и преступлением. Остаться в степи без помощи и защиты
- это перспектива медленной смерти, с ничтожными шансами на спасение. Друг
Есугея, старик Чарха, попытался уговорить уходивших людей... и получил удар
копьем в спину. Оэлун подняла бунчук Есугея и призвала народ не покидать
знамя. Многие усовестились и вернулись, но ненадолго. Вскоре они опять ушли
вслед за остальными.

Но каков же был мотив у ушедших? Он был крайне прост и подл. "Ключ иссяк,
бел-камень треснул", - сказал Тодоен-Гиртай, ударивший копьем верного
Чарху. Эта монгольская пословица означала крах чего-либо. А поддерживать
ослабевшего и нуждающегося в помощи обывателю противопоказано. Обыватель,
степной или городской, будет ползать на животе перед богатырем, но
расплатится за свое унижение с его вдовами и сиротами. Так семья
Борджигинов превратилась в "людей длинной воли", хотя и вопреки своей воле.
То, что дети Есугея остались живы, - заслуга Оэлун. Ведь старшему ее сыну в
это время было только 11 лет, а младшей дочке - один год. Скот Есугея
тайджиуты угнали, единственной пищей, которой Оэлун и вторая жена Есугея,
Сочихэл, кормили своих сыновей, были мучнистые клубни саранки и острые,
похожие на чеснок корни черемши. Когда дети подросли, они стали ловить рыбу
в Ононе и из детских луков стрелять дроф и сурков. Но для того чтобы
прокормиться таким образом, приходилось забыть слово "отдых", потому что на
зиму надо сделать запас. И этот кошмар продолжался пять или шесть лет.

Можно только приблизительно вычислить, что около 1178 г. (плюс-минус 2
года), когда Тэмуджину было 16 лет, а его брату Хасару -14, у семьи
Борджигинов уже было 9 соловых меринов, луки и достаточное количество
стрел. К этому времени подросли и дети Сочихэл, Бектер и Бельгутей,
ровесники Тэмуджина и Хасара.


Страницы: «« « 620   621   622   623   624   625   626   627   628  629   630   631   632   633   634   635   636   637   638  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Гумилев Л.Н., Исторические труды